В субботу в саратовском Новом драматическом театре «Версия» состоялась премьера спектакля «Золушка» по пьесе современного французского драматурга Жоэля Помра. Это первая премьера в новом здании (театр переехал в помещение кинотеатра «Темп»).
Жоэль Помра стал сенсацией Авиньонского театрального фестиваля 2006 года, когда там прогремели сразу три его пьесы (одна из которых «Красная шапочка»). «Золушка» увидела свет в 2011 году, спектакль был поставлен сразу в Национальном Театре Брюсселя и театре Одеон.
Режиссером спектакля стал Мурат Абулкатинов (выпускник 2013 года мастерской народной артистки РФ Татьяны Кондратьевой, второй педагог — заслуженный артист РФ Виктор Мамонов), которого многие зрители запомнили по дипломным спектаклям — «Республика ШКИД» и «Тень», как и Илью Слюдачева, и Александра Демидова, которые в этом спектакле исполнили роли Отца и Принца. К ним присоединились сразу три выпускницы 2016 года (мастерская заслуженного артиста РФ Игоря Баголея) – Таисия Щербак, Надежда Червонная (Сестры) и Элина Сорокина ( Очень юная девушка). Роль Феи блестяще исполнила Елена Петрова, ну а вздорную и вечно молодящуюся Мачеху сыграла Анастасия Шаталина.
Жанр спектакля определен как кэмп-сказка, а кэмп – это, прежде всего, эстетика потмодерна, поэтому это не старая сказка на новый лад, что уже набило оскомину. Режиссер оттолкнулся от текста, в котором «Золушка» буквально вывернута наизнанку, и довел его до абсурда, пунктирно обозначая известную зрителям с детства диспозицию и виртуозно переворачивая привычные смыслы, браво!
Художник спектакля Ирина Дерябина сознательно ушла от сказочных элементов в сценографии и костюмах (черно-белая гамма на сцене, яркие открытые цвета костюмов, причем у каждого героя свой цвет, а главная парочка – ну конечно, в черном). Впрочем, сказка присутствует только в подзаголовке и наших стереотипах, которые, вне всякого сомнения, будут окончательно разрушены в финале.
В стиль актерской здесь заложена нарочитая скупость на эмоции, что еще больше акцентирует внимание на текст, потерянная туфелька есть, но теряет ее не Золушка, а движет действие вперед Рассказчик с шутовской короной на голове под повторяющуюся, такую же «потустороннюю» саксофонную тему (замечательная роль Александра Овчинникова).
Добро пожаловать в современность, где героини озабочены собственной привлекательностью и вечной молодостью – у кого-то на самом деле вечной (но даже фея-долгожительница в депрессии интересуется, «а сколько ты мне дашь»), у кого-то ставшей идеей фикс. Эта «Золушка» про преодоление комплексов и обстоятельств, про любовь здесь будет вскользь и снисходительно, почти по Бегбедеру – но здесь любовь живет даже не три года, а «любовь прекрасна первые пятнадцать раз, потом все в общем-то повторяется».
Золушка (она же Очень юная девушка, она же Зоя, она же Зола) испытывает ряд психологических проблем, связанных со смертью матери, и наказывает себя черной работой. Уверенности в себе ей придаст встреча с Принцем, но полностью излечить ее сможет только фея то ли волшебством (а мы помним, что сказочного в этой истории мало), то ли гипнозом, как заправский психоаналитик. В этом слишком феминизированном мире Отец не прочь сыграть роль подкаблучника, Король озабочен только устройством вечеринок, ну а Принц… — Принц неприкаянный и обманутый, пока грубоватая Зоя не вернет его в реальность, чем и заслужит расположение. Впрочем, «и жили они долго и счастливо» — это не из этой оперы.
Актеры вместе с автором играют в «Золушку» и вовлекают в эту игру весь зрительный зал, который с готовностью погружается в действие и щедро благодарит под занавес.