На Исторической сцене саратовского ТЮЗа идет премьерный спектакль «Сын» по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера в постановка бывшего главного режиссера театра Алексея Логачева. Спектакль имеет суровый возрастной рейтинг — 18+, и это абсолютно оправдано: это самый взрослый спектакль репертуара, и разговор в нем пойдет о совсем не детских проблемах, поэтому послаблений на входе не будет.
Флориан Зеллер с точностью и хладнокровием хирурга препарирует тему отношений детей и родителей, да-да, те самые отцы и дети как они есть, проблема экзистенциального масштаба. Одна среднестатистическая ячейка общества дала трещину и развалилась: мама живет с сыном-подростком Николя, заканчивающим школу, у отца — новая семья и младенец. Николя остро переживает разрыв, и однажды становится очевидно, что ситуация вышла из-под контроля: мальчик несколько месяцев не ходит в школу. Пьер пытается по-взрослому поговорить с сыном и понимает лишь одно: он хочет жить с ним.
Новая жена Пьера София категорически против появления пасынка, но сделать ничего не может. так складывается парадоксальная ситуация: вроде бы Николя получает то, о чем мечтал, но это никак не сказывается на его эмоциональном состоянии. Он все так же несчастен. От перестановки мест слагаемых результат не меняется.
Режиссер и актеры ТЮЗа делают почти невозможное: спектакль, состоящий из бесконечный разговоров — выяснений отношений, они наполняют действием.
Вот София (Анна Соседова) пытается отстоять свое право на счастье. Она невольно находится в оппозиции к старой семье, но пытается, как может, мириться с реальность. Вот Анна (Виктория Самохина) играет в иллюзию близости с Пьером. Она абсолютно несчастна и абсолютно поглощена этим состоянием. Вот Пьер, который мечется между Софией и Николя, убеждая каждого из них, что все хорошо, жаль только, что выглядит это все малоубедительно.
Зритель мучительно наблюдает, как корчится в муках душа Николя от каждого разговора с отцом. И совершенно оправдывает выбор очень взрослого Евгения Сафонова на роль мальчика. Сложно представить кого-то еще в этой роли. Мальчик, раздавленный выбором, который сделал его отец. Мальчик, который не может принять реальность. Мальчик, потерявшийся во взрослом мире и не видящий себя во взрослой жизни.
Художник-постановщик спектакля Ольга Кузнецова создает пространство, которое позволяет режиссеру создавать дополнительные смыслы. Здесь и отец, живущий на два дома — буквально, и сын, которого родители теряют, и до конца не осознают этого: он то появляется, то исчезает за стеклом, призрачный мальчик, который пытается что-то объяснить, вот только, видимо, слов таких еще не придумано.
Алексей Ротачков в роли отца, пытающегося понять, что твориться с сыном, — апофеоз рациональности и правильности, вызывающий острое желание убежать из зрительного зала куда глаза глядят. А эти волшебные формулировки — чудеса родительской глухоты! Кажется, весь зрительный зал находится на групповом сеансе терапии, и нас всех вот-вот вылечат.
Но нет, не будет ответов на вопросы «кто виноват» и «что делать», не будет готовых рецептов и благостного финала. Спектакль-предостережение. Берегите своих детей.