10 апреля в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Святая Иоанна» по пьесе Бертольда Брехта в постановке Андреаса Мерца.
Америка 30-х, экономика в лихорадке, мясозаводчик Маулер разоряет конкурента, в итоге рабочие оказываются на улице. Маулер продолжает извлекать выгоду из казалось бы безнадежного положения: несколько раз он стоит на пороге разорения, но новый хитрый ход помогает ему оказаться в выигрыше. Иоанна раздает бесплатный суп рабочим во имя Господа, но, узнав, что ее благотворительная организация пытается тоже извлечь барыши из бедственного положения, протестует, поэтому начинает действовать в одиночку. Разделив судьбу безработных, Иоанна умирает от воспаления легких, ее провозглашают святой.
Спектакль поставлен в стилистике постдраматического театра: тяжеловесный брехтовский текст (не спасает даже стихотворная форма), помноженный на сюжетные хитросплетения биржевых и торговых махинаций, оказывается вторичен. Главное – попасть в ритм, отдаться ему и продираться вместе с героями через эту тьму, качаясь на волнах: постепенно набирающая обороты патетика (вверх!) превращается в пародию на саму себя (вниз!). Видеокамера выводит крупный план актеров, находящихся в глубине сцены, на два больших экрана, почему-то это черно-белое изображение смотришь как немое кино. Текст важен и не важен: то вдруг трижды, как заклинание, повторяются подробности махинаций Маулера, то звучит длинный монолог на немецком, и он не менее органичен!
Бескромиссная и наивная Иоанна (Александра Карельских) то распевает как юродивая, вызывая нервную дрожь у зрителей, то горячо и убежденно наставляет: «Заботьтесь не о том, чтоб, мир сей покидая, хорошими вы сами были, но о том, чтоб мир покинуть вам Хорошим!» Чистая душа, обреченная в мире, где правит холодный расчет, на гибель… но это неважно, потому что в ближайшем «Медиамаркте» распродажа телевизоров!
Большевики размахивают красным флагом, рабочие поют «Интернационал», заводчик Грэхем в исполнении Татьяны Чупиковой одевается в алое платье (не иначе как от отчаяния), Маулер зажигает под «California Dreamin’», а в конце спектакля зрители поют вместе с актерами «Наш мир похож на сказочный рай»… Равнодушных не останется: образы, явленные саратовскому зрителю немецким режиссером, надолго оседают в сознании, взрывая серость жадной до денег повседневности.