4 октября, в день своего столетия вместо традиционного театрального капустника Саратовский ТЮЗ показал документальный спектакль «Переход», работа над которым началась задолго до знаковой даты.
В апреле 2017 года прошла внеплановая творческая лаборатория «Четвертая высота. Саратов документальный», на которую заранее (за две недели) были приглашены драматурги, которые интервьюировали артистов и сотрудников театра, изучали архивные материалы и за такой короткий срок написали пьесы в жанре документального театра. Одна из пьес – «Все будет хорошо» Ирины Васьковской – стала спектаклем, полным эмоциональных признаний и воспоминаний. А «Переход» стал своеобразной машиной времени, которая переносила зрителей и в 1918 год, и в 40-е годы, и в 90-е, в нем личные истории, вплетенные в историческую канву, погружали нас не только в историю Саратовского ТЮЗа, но и в историю города, страны.
К юбилейной дате к постановке «Перехода», помимо драматурга Марины Крапивиной и режиссёра-постановщика Талгата Баталова, подключились художник Наталья Чернова и видео-художник Дмитрий Соболев.
Огромная конструкция превратила сцену Большого зала в две сцены и три экрана, на которых демонстрировались фотографии и архивные документы, заставляющие каждого зрителя погрузиться в изучение далекого прошлого. Бюрократия, которую мы любим ругать, дотошно пишет свою историю: подробную и подчас жестокую. Например, требования, которым должна была соответствовать актриса-травести. Официальный документ! Женщины, скрывающие свою женственности и играющие мальчиков и девочек… А вот эпизод «комсомольской свадьбой» заиграл совсем иначе, чем в эскизе: на авансцену вышли Юрий Ошеров и Светлана Лаврентьева, которые комментировали воспоминания о собственной свадьбе. История по-настоящему оживала на сцене!
Возникают из далекого прошлого забытые имена актеров строчками из биографий и характеристик, а еще — фотографиями, пожелтевшими, черно-белыми. А потом вдруг — уже киноленты, тоже черно-белые, на которых Виктор Розов расскажет о любви саратовцев к ТЮЗу, а потом и сам Киселев сформулирует предназначение детского театра:
— …Театр может сделать многое. Он может понизить болевой барьер, он может научить ребенка, говоря словами Сухомлинского, благородному, тяжкому, но так нужному труду сочувствия, сострадания, сопереживания, причем активного сострадания, а не просто нравственного негодования.
Большая часть спектакля оказалась связана с именем Юрия Петровича Киселева. Удивительно: из 100-летней истории с его именем связано чуть больше половины — 53 года — а получается, что до сих пор Мастер незримо рядом. Недаром на открытии памятника ученик Юрия Петровича Игорь Яцко заметил, что он «по сей день руководит процессом».
«Переход»… В этом емком слове – и история театра, и судьбы актеров, и творческие поиски, сколько этих «переходов» уже пережил театр и сколько еще предстоит ему пережить.
Всё о 100-летии ТЮЗа:
В Саратове открыли памятник Юрий Петровичу Киселеву
Второй юбилейный день в ТЮЗе: Все будет хорошо
«Четвертая высота» накануне 100-летия: немеркнущая классика и поиски современного детского театра