В начале июня в ТЮЗе уже в третий раз состоялись гастроли Московской театральной школы Олега Табакова.
В этом году привезли спектакли студенты третьего курса, но в них принимают участие и четверокурсники-выпускники Школы, которых саратовские театралы запомнили по прошлогодним гастролям. Началом гастролей стала премьера спектакля «АРТ» по пьесе Ясмины Реза. Перед спектаклем режиссер-педагог Юрий Кравец рассказал, что постановка родилась из небольшого отрывка из этой пьесы, который студенты играли на втором курсе. История настолько увлекла будущих артистов, что они самостоятельно репетировали ее в течение года, и на последнем этапе уже к ним подключились режиссеры. Именно на Малой сцене саратовского ТЮЗа случилась премьера этого спектакля, ранее показанного только «для мам и пап». Один из троих друзей «вступил в ряды великих ценителей искусства» и покупает абсолютно белую картину. Два других по-разному ведут себя в этой ситуации. Марк (Владислав Миллер) яростно начинает спорить о том, что это не искусство, Иван (Максим Теняков) предпочитает поддакивать обоим, чтобы не идти на конфликт. При этом каждый говорит и думает исключительно о себе. В искрометных диалогах умещаются и рассуждения о ценности дружбы, и том, стоит ли идти на компромисс ради сохранения отношений, и даже о том, насколько оправдано традиционное течение жизни – «свадьба, дети, смерть». Несмотря на волнение перед премьерой, Андрей Мартынов, Владислав Миллер и Максим Теняков с первых минут завоевали расположение взыскательной публики, а виртуозно прочитанный монолог Ивана в исполнении Максима Тенякова был отмечен дружными аплодисментами. Психологически точно сыгранные диалоги нашли живой отклик у зала: ребят трижды вызывали на поклон.
На следующий день бы показан спектакль «Сиротливый запад» по пьесе Мартина МакДонаха в постановке А.А. Соколова. Пьесы этого автора часто ставятся в саратовских театрах, их отличает фирменный черный юмор, умение выстроить интригу и динамика происходящего. Именно эти особенности могут сыграть как плюс, так и в минус спектаклю. Поддерживать высокий темп, не сбавляя драматического накала – задача не из легких даже для профессионалов, не пошло на пользу и сокращение драматического материала, в таких условиях студентам-третьекурсникам Софье Лукьяновой, Данилу Акутину, Павлу Чернышеву и Павлу Бессонову было непросто рассказать эту историю. Но зал тепло принял спектакль, особенно отметив роли двух Павлов, воплотивших на сцене братьев Конноров.
Третьим спектаклем стал «Свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша в постановке режиссера-педагога, заслуженного артиста России И.В. Шибанова. Наверное, многие зрители, пришедшие в этот день на Малую сцену, помнили этот спектакль в постановке Ю.П. Киселева, он шел на тюзовской сцене в начале 90-х годов. В нем в роли удивительной пары – слепого юноши Дона и ветреной будущей актрисы Джил – играли Александр Федоров и Ольга Кутина, в другом составе – Сергей Пускепалис и Марина Полозова. Планка, заданная той постановкой, была очень высока, но студенты справились с этой задачей. Ангелина Пахомова очень тонко сыграла взбалмошную, но искреннюю Джил, и в отдельные моменты удивительным образом была похожа на Ольгу Кутину. Максим Теняков в роли Дональда заставил зал переживать все взлеты и падения, иногда в буквальном смысле, которые были уготованы ему судьбой. Анна Золотухина в роли матери сумела показать все нюансы характера своей героини, небольшая характерная роли Павла Филиппова внесла эксцентричности в действие, а режиссер, изменив концовку и закольцевав сюжет, заставил зрителей переживать за судьбу Дона.
И в завершение гастролей на Большой сцене театра два дня подряд был показан спектакль по пьесе Виктора Мережко «Пролетарская мельница счастья». В нем приняли участие как студенты третьего курса (участвовавшие в первых трех спектаклях), так и студенты четвертого, выпускного курса. Комедия, основанная на материале первых послереволюционных лет, – непростой для постановки материал. Но студенты выдержали это испытание на отлично. История о постройке вечно работающей бесплатной мельницы, рассказанная с изрядной долей иронии, увлекла зал. Какие бы изменения ни касались нашей страны, люди в ней не меняются. И пламенные революционеры, и «пролетарский купец», батюшка и учитель живут и действуют так, что мы узнаем в них день сегодняшний.
Стоит ли говорить, что все спектакли выпускников и третьекурсников прошли при полных аншлагах.