15 сентября Саратовский ТЮЗ представил зрителям новый совместный проект с арт-агентством Art Universe и Международным университетом «Всемирный театральный опыт» – спектакль «Любовь и смерть в Вероне», известную шекспировскую трагедию о Ромео и Джульетте, в постановке Сергея Остренко (Великобритания).
В прологе на заднике вздымаются языки пламени, а герои спектакля перемещаются по сцене то по-пластунски, то задом наперед, то глядя вверх, но демонстрируя общий порыв, стремление, на фоне хаоса и пулеметных очередей, тревога нагнетается – и вот мы в доме Джульетты, которую стремятся выдать замуж. С этого момента вы должны погрузиться в эмоциональную атмосферу спектакля, отключив на время ту часть мозга, которая попытается все-таки судорожно анализировать происходящее и задавать вопросы. Если вам это удастся, то вы получите огромное удовольствие.
Спектакль – пиршество звуков и жестов, в котором малейший поворот головы или прекрасно исполненная кельтская колыбельная (браво, Ольга Лисенко!) скажут больше, нежели гениальный шекспировский текст. Текст тут читается хором, повторяется, а вообще больше играет служебную роль (чтобы погруженный в эмоции зритель все же иногда смог понять who is who в этом страстном рассказе о любви и смерти). Здесь нужно предупредить, что, несмотря на уверения режиссера, что спектакль ориентирован на любого зрителя, лучше Шекспира перед походом в театр в руках все же подержать, потому что без знания некоторых имен и событий понять, кто здесь кому враг, кто друг, и почему в конце столько трупов будет довольно проблематично. Я не вижу в этом проблемы – ведь заглядываем же мы в либретто, когда идем смотреть балет, вот его-то и не хватает в виде вкладыша к программке, чтобы аудитория возрастом 14+ прониклась художественными изысками. А их здесь предостаточно.
Отдельно стоит сказать о хореографии. Занятия хореографией проходили со всей труппой, по словам режиссера, с утра до ночи, пока естественным образом не отсеялась та часть труппы, которая просто не выдержала подобных физических нагрузок. Таким образом, мы видим на сцене очень высокий уровень хореографии – прекрасная постановка, интересные ходы (70% спектакля придумали сами актеры!). Хочется особо отметить Меркуцио – Владимира Егорова – экспрессия и пластика актера завораживают и притягивают, браво!
«Спектакль о любви на фоне войны», – так сформулировал Сергей Остренко, вновь и вновь в руках актеров возникают белые саваны – отнятые жизни, загубленные души, повторение бесконечных и вечных ошибок, неправильных решений, как не пройти по такому пути?
Самая главная загадка спектакля – многообразие героев (причем буквальное): в разные мгновения мы видим прекрасный дуэт Джульетты (Анны Богдановой) и Ромео (Артема Яксанова), а потом Джульетта вдруг раздвоится, растроится, и вот их уже пять, как в комнате с зеркалами – отражения множатся до бесконечности и повторяют каждое движение, и кто здесь отражение, а кто герой – уже разобраться трудно. То же самое происходит и с Ромео, и с другими героями пьесы… Особенно эффектны Тамара Цихан и заслуженный артист РФ Валерий Емельянов – они тоже рассказывают историю Ромео и Джульетты, по-своему, более сдержанно и печально, без юношеской страстности, но все также трагично… Универсальная история любви, у которой не будет будущего, потому что нет настоящего, потому что зависимость от внешних обстоятельств слишком велика.
Это уже не «Ромео и Джульетта» и даже не «Ромео + Джульетта», это «Ромео и Джульетта» в квадрате, в кубе, в пятой степени (продолжать до бесконечности): уровень обобщений в спектакле очень высок.