Про банку сахара, страну розового перца и виртуал | Твой Саратов

Про банку сахара, страну розового перца и виртуал

Евгений Сафонов и Ирина Протасова18 сентября на планшете Большой сцены ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Банка сахара» по пьесе Таи Тапуриной в постановке Алексея Логачева. Этот спектакль, также, как и спектакль «Отрочество», начал свою жизнь в рамках творческой лаборатории «Четвертая высота» и стал вторым спектаклем Алексея Логачева на тюзовской сцене (напомним, что этот сезон Алексей Логачев начал как главный режиссер ТЮЗа).

Думаю, спектакль по пьесе молодого драматурга, ученицы Николая Коляды, заинтересует как искушенных театралов, так и тех, чье знакомство с театром только начинается. Конечно, в первую очередь, это обращение к молодежной аудитории, удачная попытка отвлечь молодые головы от виртуала и познакомить с реальностью… Впрочем, именно об этом и рассказывает постановка. С первых минут виртуальность и реальность будут сталкиваться в этом небольшом, но уютно обжитом пространстве тюзовской сцены: уже в программке зритель увидит нестандартное решение и поломает голову перед началом театрального действа, почему привычный театральный атрибут оформлен в виде рабочего стола с множеством открытых вкладок и непременным плейлистом. А потом на сцене появятся настоящие монстры и закружатся в танце – с первых минут и до финальных аккордов действие приковывает внимание зрителя, постепенно раскрывая все загадки этой современной истории о молодом человеке, который запер себя в квартире и общается с миром либо через закрытую дверь, либо с помощью интернета.

Еще одна интрига – отсутствие декораций. Голый пол, только столик с банкой сахара и плакаты с пальмой. Все технические приспособления сцены органично задействованы – Николай (Евгений Сафонов) и Галя, его соседка (Елена Краснова) появляются из-под сцены. Они заперты в своих квартирах и закрыты от мира. Их существование обнаруживается лишь тогда, когда кто-то извне выходит с ними на контакт.


Минимализм сценографии с лихвой окупается актерской игрой. Евгению Сафонову удалось с помощью небольших штрихов нарисовать портрет своего героя, очень обаятельного, но одинокого: нервная, даже чрезмерная жестикуляция, часто сменяющееся положение (даже произнося монолог он гиперактивен, постоянно меняет систему координат, словно от положения в пространстве зависит, услышим ли мы его). Соседка Галя в исполнении Елены Красновой – узнаваемые типаж обаятельной простушки, которая по-соседски всегда готова на мелкую пакость, но в то же время не прочь использовать соседа, когда ей это удобно. Их словесные пикировки врываются в придуманный Николаем и виртуозно воплощенный режиссером мир, в котором «всем на всех все равно», где за открытой дверью тебя ожидают голодные монстры, и  добавляют комизма действию.

Появление в жизни Николая соцработника Марины – яркое событие на фоне однообразия его привычных будней (красный плащ и шарф  контрастируют с темнотой, окружающей квартиру Николая). Ирина Протасова играет роль танцовщицы для стойкого оловянного солдатика – недосягаемая, манящая и прекрасная…

В спектакле есть еще один главный герой – это музыка. Саундтрек аккомпанирует переживаниям героев, заглядывает в самые потайные уголки их душ, а сцена дуэта Николая и Марины – это вообще отдельный законченный шедевр. Чем станет для героя, которому для полного счастья не хватает только наличия розового перца, встреча с прекрасной незнакомкой? – не будем раскрывать все секреты спектакля, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть.