«Наша Золушка» в ТЮЗе: без пафоса о счастье и любви

Елена Краснова, Михаил Третьяков. Наша Золушка

В Саратовском ТЮЗе премьера: в канун новогодних праздников родился смешной и мудрый, ироничный и трогательный, а еще очень современный и своевременный спектакль «Наша Золушка», в общем, настоящая сказка, которую давно ждал и взрослый, и юный зритель. Впрочем, по-другому просто не могло произойти, ведь Екатерина Гороховская, режиссер спектакля, подарила саратовским зрителям пронзительный спектакль «Зимы не будет» и удивительный «Росток», озорной «Умеют ли животные лгать?» и необыкновенный «Соломенные ребятишки».

У Екатерины Гороховской редкий дар находить кратчайший путь к сердцу самого разного зрителя: и малышей, впервые перешагнувших порог театра, и подростков, и взрослых. А еще она любит придумывать свои спектакли, так появились «Росток» и «Соломенные ребятишки», так родилась и «Наша Золушка». Да-да, к сказке Шарля Перро этот спектакль имеет весьма отдаленное отношение, ведь режиссер озадачила актеров — и они нафантазировали совсем новую историю, которую записала Анастасия Колесникова.

Сказка не была бы сказкой без волшебных превращений, а эту постановку творили настоящие кудесники. Художник-постановщик Алексей Вотяков создавал на тюзовской сцене и соленый ветер странствий в «Мореплавании Солнышкина», и уютный мир Турбиных («Белая гвардия»). В нашей Золушке сказка начинается в первого взгляда на сцену: огромный дом вельможи, заросший плющом, — отличное место для сказки, а взмывающая вверх стимпанковская карета, а роскошный дворец! Художник по свету Тарас Михалевский (много раз колдовавший на Большой сцене ТЮЗа) наполнил весь этот антураж жизнью: то лучи софитов, то мерцающие огоньки — свет и тень, добро и зло, театральная магия в действии!

Наша Золушка

И третий ингредиент визуального пиршества — костюмы Фагили Сельской. То, что актеры многократно пройдутся в них по подиуму, — не только удачное решение, но и похвала автору, каждый из них — маленький шедевр! Наряды мачехи и сестер, министров и эльфов, каждый образ — буйство иронии и фантазии.

У тюзовской Золушки есть предыстория, которой хватило бы на полноценный приквел, но ее обозначили лишь пунктиром, а еще команде удалось оживить всех персонажей, уйдя от сказочной прямолинейности и бескомпромиссности, объяснив мотивы поступков героев — и все встало на свои места. Вот Алексей Карабанов изображает без памяти влюбленного в мачеху главной героини отца. Актеру удается невозможное — его персонаж не подкаблучник, и иногда выныривает из морока слепой любви, просто не умеет противостоять ей.

По умолчанию злые мачеха и сестры… эта парадигма тоже разрушена в спектакле. Виктория Самохина, появляясь на подиуме (который ведет из зрительного зала на сцену, так появляются все герои спектакля) в роли мачехи поначалу несильно отходит от традиционного курса: презрительное отношение к падчерице, потребительское — к мужу… Но через пару сцен ее персонаж раскрывается. Эта женщина сконцентрирована на одной глобальное цели: хорошо пристроить в жизни своих дочерей. А что для этого нужно? Правильно, чтобы они нашли своего принца, не меньше. Как поймаешь принца, потребляя высококалорийные пирожки (камень в огород Золушки)?! Она честно пытается объяснить падчерице основы правильно питания, намекает на то, что каждая девушка должна соответствовать определенным требованиям красоты… В общем, современный набор стереотипов в действии, не приносящий счастья ее обладательнице. А как беспомощна и беззащитна мачеха в финале, когда понимает, что дочки скоро упорхнут из ее гнездышка, и она останется одна! Искренне жаль ее в этот момент, ведь ей еще предстоит понять (надеемся), что рядом всегда был человек, который  о ней заботился.



Новоявленные сестры Золушки не так уж и злы, просто эгоистичны и самовлюбленны. А еще это старая как мир история о «белой вороне», которая у всех вызывает раздражение, презрение, желание ткнуть побольнее. Вот и сестры искренне не понимают, чего это дочка вельможи печет пирожки и чистит дымоход, а не понимают — значит, не принимают в свой круг! Анне Соседовой и Вере Яксановой весьма удались роли вздорных и капризных дочек, но и с них слетает этот налет исключительности, как только они встречают любовь.

Фееричен Руслан Дивлятшин в роли первого министра, комичны министры Александр Тремасов, Михаил Селиванов и Артем Яксанов. В этих маленьких эпизодических ролях сказано так много за столь малый срок, что отведен им в спектакле! Впрочем, у Гороховской нет проходных персонажей, ведь даже придворные дамы (проще говоря — массовка на балу) настолько ярки, что по нескольким жестам и паре гримас можно уже понять весь бэкграунд!

Не только основные персонажи претерпевают в версии ТЮЗа метаморфозы. Казалось бы, Фея — самый статичный сюжетообразующий персонаж, как еще попасть золушке на бал, только с помощью волшебства. Но в этом спектакле у каждого персонажа своя драматичная история, которая и не снилась Шарлю Перро. И «Наша Фея» — не просто «бог из машины». Кажется, Тамара Цихан просто создана для этой роли: соседка, живущая по соседству, волшебница, присматривающая за своими подопечными, и влюбленная женщина вызывает безусловное доверие. Даже ее совет Золушке в стиле Козьмы Пруткова — «Хочешь быть счастливой  — будь!» — воспринимается как рекомендации к действию. Ей под стать сам король Теодор XVI Лучезарный: Валерий Емельянов в этой роли мудрый и лукавый стратег, у которого есть совершенно определенная цель, а точнее две!

Есть у Золушки и другие волшебные помощники — самые настоящие эльфы. Александр Степанов, Ольга Лисенко  и Ирина Протасова (Эль, Оль и Рина) верные заботливые друзья и настоящие сказочники, правда, больше похожие на домовят, чем на заморских рафинированных эльфов, уж очень хозяйственные! С ними и пирожки пекутся веселее, и уборка по дому превращается в зажигательный танец.

Наша Золушка

Меньше всего в этой истории поменялись главные персонажи — Золушка и Принц. Они, как сейчас говорится, «не формат»: живут по своим принципам, не следуют слепо моде, а только велениям души, а потому им очень трудно поодиночке, и так хорошо вместе! Елена Краснова и Михаил Третьяков транслируют в зал установку на добро, на позитив, ее буквально каждым сантиметром кожи ощущаешь, и почему-то начинаешь верить в сказки со счастливым концом.