Рожать или не рожать. "Дураки на периферии" знают | Твой Саратов

Рожать или не рожать. «Дураки на периферии» знают

31 января на Малой сцене Саратовского ТЮЗа  состоялась  премьера дипломного спектакля студентов СГК «Дураки на периферии» по одноименной пьесе Андрея Платонова в постановке мастера курса Артема Кузина.

Действие пьесы вращается вокруг младенца, рождение которого произошло потому, что комиссия Охматмлада (Отдел охраны материнства и младенчества) запретила делать аборт. Коллизия заключается в том, что советские госслужащие не могут определиться, кто должен содержать ребенка: отец семейства, который ратовал за аборт, или члены комиссии, которые повелели (пардон, постановили): ребенку быть! К каким абсурдным решениям приведет это противостояние, и рассказывается в спектакле.

Первое впечатление: мы попали в одну из картин эпохи соцреализма (цветовая гамма сценографии, костюмы героев — все работает на это впечатление (художник-постановщик Софья Злобина)). Но чем дальше продвигается действие, тем сильнее ощущение, что первое впечатление ошибочно и за буквальным отображением реалий первых лет советской республики кроется ни больше, ни меньше — Босх.


Освещение меняется, а если приглядеться, то в трюмо возникают причудливые образы (искаженные отражения действующих лиц), да и само действие становится все более фантасмагоричным, абсурдным, страшным и смешным одновременно. И в этом, конечно, заслуга автора, — прежде всего, его неповторимого стиля, в котором любое бытовое слово, помещенное в нестандартный контекст расцветает новыми смыслами и образами.

Перед третьекурсниками мастерской Артема Кузина стояла сложная задача: соблюсти баланс между комичным и трагичным, не скатиться в фарс, и они блестяще с ней справились. Становится действительно жутко от того, что эти молодые люди, верящие в то, что они делают для страны хорошее дело — «заготавливают граждан впрок» — превращаются в бездушные бюрократические функции.

Дураки на периферии

Тревожный финал спектакля, мгновенно останавливающий бюрократическую машину и заставляющий героев впервые взглянуть друг на друга, словно очнувшись от морока усиливается исполнением хита «Крематория» «Мусорный ветер», который удивительным образом вписался в стилистику спектакля.