31 января на Малой сцене Саратовского ТЮЗа состоялась премьера дипломного спектакля студентов СГК «Дураки на периферии» по одноименной пьесе Андрея Платонова в постановке мастера курса Артема Кузина.
Действие пьесы вращается вокруг младенца, рождение которого произошло потому, что комиссия Охматмлада (Отдел охраны материнства и младенчества) запретила делать аборт. Коллизия заключается в том, что советские госслужащие не могут определиться, кто должен содержать ребенка: отец семейства, который ратовал за аборт, или члены комиссии, которые повелели (пардон, постановили): ребенку быть! К каким абсурдным решениям приведет это противостояние, и рассказывается в спектакле.
Первое впечатление: мы попали в одну из картин эпохи соцреализма (цветовая гамма сценографии, костюмы героев — все работает на это впечатление (художник-постановщик Софья Злобина)). Но чем дальше продвигается действие, тем сильнее ощущение, что первое впечатление ошибочно и за буквальным отображением реалий первых лет советской республики кроется ни больше, ни меньше — Босх.
Освещение меняется, а если приглядеться, то в трюмо возникают причудливые образы (искаженные отражения действующих лиц), да и само действие становится все более фантасмагоричным, абсурдным, страшным и смешным одновременно. И в этом, конечно, заслуга автора, — прежде всего, его неповторимого стиля, в котором любое бытовое слово, помещенное в нестандартный контекст расцветает новыми смыслами и образами.
Перед третьекурсниками мастерской Артема Кузина стояла сложная задача: соблюсти баланс между комичным и трагичным, не скатиться в фарс, и они блестяще с ней справились. Становится действительно жутко от того, что эти молодые люди, верящие в то, что они делают для страны хорошее дело — «заготавливают граждан впрок» — превращаются в бездушные бюрократические функции.
Тревожный финал спектакля, мгновенно останавливающий бюрократическую машину и заставляющий героев впервые взглянуть друг на друга, словно очнувшись от морока усиливается исполнением хита «Крематория» «Мусорный ветер», который удивительным образом вписался в стилистику спектакля.