ТЮЗ. Саратовский Театр юного зрителя имени Ю.П. Киселева

Саратовскому ТЮЗу 100 летСаратов, площадь Киселева, 1. Часы работы кассы театра (вход со стороны ул. Киселёва): 11.00 до 19.00 без перерыва и выходных дней.

+7 (8452) 24-23-63

Все новости театра и рецензии на спектакли

Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва — уникальное явление российской культуры. Это первый профессиональный детский театр, который открылся в Саратове, где после революции оказалось очень много беспризорников – голодных, раздетых, безграмотных. Надо отдать должное тогдашним властям, которые прекрасно понимали, что именно эти дети через некоторое время должны будут защищать новую власть, а потому детьми занялись со всех сторон: не только давали им кров, пищу и образование, но и задумались об их духовном развитии. Так возникла идея создания детского театра, который сможет доступно говорить о серьезных вещах с юным зрителем, родилась у актера и режиссера Дмитрия Николаевича Бассалыго.

100-летие ТЮЗа. Спектакль "Переход" Дмитрий Бассалыго

4 октября 1918 года «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина» был открыт премьерой спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Захватывающая и прекрасная история о поисках счастья, в которой появляется Хлеб, Молоко, Огонь – простые вещи, которых так не хватало в то время, оказалась в то время очень актуальной. Кстати, об открытии театра имени Ленина было сообщено вождю мировой революции напрямую — телеграммой (фото из музея театра):

ТЮЗ. телеграмма В.И. Ленину. Фото из музея театра

ТЮЗ. Афиша "Синей птицы". Фото из музея театра

Но своего помещения у театра не было. Первые показы «Синей птицы» состоялись в театре Очкина, напротив «Липок», на углу улиц Соборной и Радищева, сейчас там находится здание филармонии. С 1930 года Саратовский детский театр стал называться ТЮЗ – театр юного зрителя. И только в 1936 году в Саратов направляется Александр Иванович Соломарский, актер и режиссер, которому предстояло выбрать здание для театра. Соломарский выбрал здание в центре города, на Вольской, 83, бывший клуб НКВД. Зайдя в зал, он сразу оценил его великолепную акустику.

Старый ТЮЗ

В 1937 году Саратовский ТЮЗ переехал в новое здание на Вольской, 83, в котором и просуществовал 75 лет до пожара.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, театр был закрыт, так как многие актеры ушли на фронт. В это время в здании ТЮЗа разместился эвакуированные из Москвы МХАТ, который в эвакуации, на сцене ТЮЗа поставил новый спектакль. Затем здесь же, в эвакуации размещался Тульский театр оперетты.

Именно тогда, в 1943 году в Саратов из Калинина (Твери) приезжает актер и режиссер Юрий Петрович Киселев, который восстановил в Саратове детский театр. Первым спектаклем, поставленным Киселевым в Саратове, стал «Осада Лейдена» (инсценировка И. Штока романа Ш. де Костера «Легенда об Уленшпигеле»). Юрию Петровичу пришло долго биться за этот спектакль в самых высоких инстанциях: наконец, довод о том, что события в пьесе перекликаются с нынешним положением дел в блокадном Ленинграде, оказался достаточно убедительным, чтобы премьера состоялась.

100-летие ТЮЗа. Спектакль "Переход"

В 1944 году Ю.П. Киселёвым была открыта театральная студия при Саратовском ТЮЗе: в ней ковались кадры для возрожденного театра, много позже  Юрий Петрович будет преподавать и в Саратовском театральном училище. Среди его учеников выдающиеся актёры: Зоя Георгиевна Спирина (мемориальная доска, посвященная актрисе, находится на сцене Старого тюза), Валентина Александровна Ермакова (долгое время преподавала в Саратовском театральном училище, ее ученики и выпускники — звезды российского театра Евгений Миронов, Галина Тюнина, Максим Матвеев), Светлана Васильевна Лаврентьева, Юрий Петрович Ошеров (бессменный худрук ТЮЗа после ухода Киселева), Владимир Краснов (актер МХТ), Тамара Джураева (Саратовский театр драмы),  Григорий Семенович Цинман (удивительный актер и режиссер), Сергей Пускепалис (российский актер и режиссер), Игорь Яцко (ШДИ) и многие другие.

В 1948 году режиссер Владимир Иванович Давыдов поставил спектакль «Аленький цветочек». Он до сих пор идет на сцене Саратовского ТЮЗа при полных аншлагах и уже отметил свой 70-летний юбилей.

Во время экскурсии в музее театра одна дама решила уточнить, насколько сохранилась постановка за столько лет: «А что, и кувшины в 48-м году летали?» Оказывается, постановка осталась неизменной: режиссер-постановщик придумал «черных людей», которые и вершать все чудеса на сцене, о них и рассказывает Людмила Щербакова:

Из всех существующих драматургов Юрий Петрович Киселев выделял Виктора Розова. В Саратовском ТЮЗе в разное время были поставлены все пьесы этого драматурга, и неслучайно, что в дни празднования 100-летнего юбилея, на лаборатории был показан эскиз по пьесе Розова.

В 1978 году в ТЮЗе был поставлен спектакль «Колбаска, Боцман и другие» (по повести Астрид Линдгрен в инсценировке Л. Закошанской), который до сих пор помнит старшее поколение зрителей. На уже упомянутой лаборатории в 100-летию ТЮЗа актеры и молодой режиссер попытались по-новому посмотреть на этот материал. А тогда, в далекие 70-е спектакль открыл театру дорогу на международные гастроли.

Жаль, что не удалось сохранить эту постановку, как удалось сохранить «Аленький цветочек» и не менее замечательную «Маленькую Бабу-Ягу» по  Отфриду Пройслеру (которая тоже идет много десятков лет на сцене театра). Людмила Щербакова тридцать лет выходила на сцену Саратовского ТЮЗа в роли Маленькой Бабы-Яги. Во время экскурсии по музею она рассказала не совсем сказочную историю:

«…Театр может сделать многое. Он может понизить болевой барьер, он может научить ребенка, говоря словами Сухомлинского,  благородному, тяжкому, но так нужному труду сочувствия, сострадания, сопереживания, причем активного сострадания, а не просто нравственного негодования»,  — говорил о задачах детского театра Юрий Петрович Киселёв.

Портрет Ю.П. Киселева в музее театра

В 1998 году ТЮЗу было присвоено звание Академический. А с 2006 года здесь проводится творческая лаборатория «Четвертая высота», которая стала не только площадкой для экспериментов молодых режиссеров на ниве современной драматургии, но и надежным источником для репертуара. По итогам лаборатории наиболее удачные эскизы появляются в афише театра.

Пожар в старом здании ТЮЗа начался 2 октября 2012 года во время спектакля «Мальчики» по Достоевскому. 450 человек успели вывести, но помещение театра сильно выгорело изнутри (площадь пожара — 500 кв.м). Начался неспешный ремонт, а театр, у которого к тому времени уже было построено новое здание на улице Чапаева (спектакли на Малой сцене которого к тому времени шли с 2003 года), был вынужден спешно переезжать.

ТЮЗ

В новом здании на Большой сцене первые спектакли начались в декабре 2011 года — представлением для детей «В новом доме — Новый год», а первой премьерой на новой сцене стал спектакль «Капитанская дочка» (постановку осуществил друг Ю.П. Киселева Адольф Шапиро).

Зрительный зал нового ТЮЗа

Вскоре состоялась премьера восстановленного спектакля «Мальчики», тогда еще театр надеялся вернуться в старое здание.

ТЮЗ

14 февраля 2014 года театр отметил 100-летие со дня рождения Ю.П. Киселёва (в этом же театральном сезоне самому ТЮЗу «стукнуло» 95 лет). Площадь перед театром в честь этой круглой даты была названа именем Юрий Петровича, а театр получил новую прописку: площадь Киселева, 1.

Реконструкция Старого ТЮЗа завершилась в декабре 2016 года, но театру это здание не вернули, в нем теперь находится Детское театрально-концертное учреждение. Сейчас это здание называется Старый ТЮЗ.

4 октября 2018 года Саратовский ТЮЗ отметил свое 100-летие. А накануне юбилея губернатор Саратовской области Валерий Радаев пообещал вернуть театру старое здание. В дни юбилейных торжеств на площади Киселева, перед новым зданием открыли памятник Юрию Петровичу Киселеву.

О праздновании столетия ТЮЗа ТС рассказывал подробно:

«Четвертая высота» накануне 100-летия: немеркнущая классика и поиски современного детского театра

Второй юбилейный день в ТЮЗе: Все будет хорошо

«Четвертая высота» накануне 100-летия: немеркнущая классика и поиски современного детского театра