31 октября и 1 ноября в Саратовском театре оперы и балета – премьера оперетты Имре Кальмана «Марица». Постановку осуществила санкт-петербургский режиссер Дарья Жолнерова, уже оцененная по достоинству саратовцами (ее «Кот в сапогах» покорил не только детскую, но и взрослую аудиторию).
Пожалуй, нет человека, которому бы не нравились оперетты Кальмана: страстная музыка, зажигательные танцы, мадьярский колорит – первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этого венгерского композитора. Репертуар саратовского театра пополнился одной из лучших его оперетт. Но время диктует новые задачи и в постановке таких классических спектаклей. По признанию Дарьи Жолнеровой, перед ней и хореографом (главный хореограф Санкт-петербургского театра музыкальной комедии Владимир Романовский) стояла задача уйти от штампов восприятия оперетты. Номерная структура с перебивками текста, выходит кордебалет, красиво танцует чардаш, а потом уходит, и действие продолжается – вот в двух словах композиционное строение любой оперетты. Постановщики «постарались сохранить непрерывную сквозную линию, где одно перетекает в другое», то есть поставить оперетту в стилистике оперы!
Как всегда, остроумно решение декораций в исполнении заслуженно художника России Сергея Болдырева. На сцене схематично обозначена усадьба. Арки и колонны серо-стального оттенка, фонари… все это меняет цвет в зависимости от сюжета и «настроения» героев – меняются цветовые фильтры и как по мановению волшебной палочки преображается сценическое пространство, не устаешь любоваться игрой света. Во втором акте архитектурные конструкции заменит легкий и светлый шатер – герои играют любовь в парковом ландшафте, и снова игра света – до темно-красного, цвета страсти, цвета танго, развязка уже близка и накал чувств высок!
Кстати, о танго. Вообще все танцы в этой постановке технически очень сложны, и нашим актерам пришлось и тут ломать оперные традиции: «вышел и красиво спел» здесь не получится! В каждом танце чувствуется рука мастера-постановщика. Уморительно смешной шуточный танец Коломана Зупана (Павел Корчагин) с мамой (Жанна Моисеева), трогательный и нежный танец Чекко (Николай Колесников) и Марицы (заслуженная артистка РФ Татьяна Соболева), и сочное танго (не последнюю роль и здесь играет световое решение и костюмы танцующей группы, дублирующие костюм тетки Тассило (браво, Марина Демидова, ярчайший выход), волшебница, а ля deus ex machina соединяющая влюбленных) – пиршество красок, движений и, конечно, музыки Кальмана! Весь вечер в зале царит она, чарующая и прекрасная, веселая и печальная. А ария графа Тасилло в блистательном исполнении дипломанта Всероссийского конкурса Андрея Макарова, страстная, бередящая душу, еще долго не отпустит, к ней захочется вернуться вновь и вновь.
Нешуточные страсти бурлят, непреодолимые преграды рушатся – и вот в финале все счастливы, особенно зрители, получивших заряд энергии и оптимизма по рецепту волшебника Имре Кальмана.
Кстати, режиссер Дарья Жолнерова не прощается на этом с нами: в работе театра мюзикл «Бременские музыканты», который готовится к новогодним праздникам. По секрету Дарья сказала, что постановка будет с джазовыми элементами, и ориентирована, в первую очередь, на подростков – и здесь будем ломать стереотипы. Что ж, ждем с нетерпением!