Царская невеста

22 мая в Саратове на Собиновском музыкальном фестивале состоялась премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Андрея Сергеева. Нынешняя премьера приурочена к двойному юбилею: в 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения композитора и 120 лет с премьеры оперы в Москве.

В основу либретто оперы легла драма, написанная Львом Меем на основе реальных исторических событий: поэт создает свою версию истории о загадочной смерти третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. История о любовном многоугольнике со смертельным исходом становится одной из версий исторических событий. Марфа оказывается невинной жертвой влюбленного в нее опричника Григория Грязного, приворотное зелье которого, подсыпанное в ее бокал, оказалось подменено ревнивой любовницей Григория Любашей на яд.

Сценическое пространство решено как матрешка: три занавеса постепенно раскрывают нам сцену, мы будто все глубже и глубже погружаемся во тьму веков и тьму душ человеческих. Главный злодей в этой истории – опричник Григорий Грязной.

Царская невеста. Роман Гранич в роли Грязного

Заслуженный артист России Роман Гранич воплощает масштабный трагический образ. Не чувствуя в себе «удали» украсть Марфу, он все же не готов отступиться и запускает роковую цепь событий. Вокруг Григория концентрируются все «темные» силы в опере: знахарь, составивший оба зелья немец Бомелий (Владимир Ушаков), зловещий Малюта Скуратов (Виктор Куценко), готовая на все ради своей любви Любаша (Марина Демидова). Эта группа персонажей выделяется и визуально: костюмы всех опричников в спектакле (художник по костюмам Ольга Колесникова) – кроваво-красные (на самом деле опричники Ивана грозного носили черные одежды) – становятся символом того страшного времени, их силуэты пугают людей, а в финале оперы к этим пугающим костюмам присоединится и освещение, предвещая кровавую развязку. В багровых тонах одета и Любаша: любовь в ней пробуждает самые темные стороны души, и Марина Демидова мастерски показывает душевные муки своей героини.

Противопоставлены этим «темным силам» в опере Марфа, ее отец (народный артист России Виктор Григорьев) и несостоявшийся жених Иван Лыков (Иван Подгороднев) и Дуняша (Ольга Дё).

Царская невеста. Ксения Нестеренко, Виктор Григорьев и Иван Подгороднев

Ксении Нестеренко с первых тактов удается создать удивительно светлый образ. Она хрупка и беззащитна, как первоцвет, и в первом действии пленяет зрителей  кротостью и нежностью. В кульминации оперы — сцене безумия – ей удается не только передать страшные физические мучения, но и сохранить обаяние и чистоту своей героини.

На фестивале опера прозвучала в концертном исполнении. Впрочем, это определение тоже весьма условно: солисты не стоят статично, есть решение у каждой мизансцены, а драматический накал настолько высок, что только офисные стулья, расставленные на авансцене, напоминают о том, что полноценная постановка еще впереди. Но театр не теряет надежды на то, что в будущем сезоне появится возможность ее осуществить. Впрочем, такой минимализм пошел на пользу спектаклю: ничто не отвлекает зрителей от действующих лиц, и у артистов театра полный карт-бланш, которым они и воспользовались. Шекспировские страсти кипят на сцене, а зал взрывается бурными овациями. С премьерой!