С 22 мая в Саратовском театре оперы и балета стартует XXXI Собиновский музыкальный фестиваль. C 1999 года он проводится по особой программе, которую определяет либо какой-то юбилей, либо культурное событие в жизни страны. В этом году тема фестиваля обозначена как «Литературные шедевры в русской музыке», так как его основным событием станет мировая премьера балета «Вешние воды», приуроченная к 200-летнему юбилею И.С. Тургенева.
На пресс-конференции, посвященной сдаче балета, состоялся разговор о современном прочтении классики и творческом пути большого коллектива к премьере.
Композитор Владимир Кобекин рассказал о поисках произведения, которое ляжет в основу балета. Когда возникла идея написать балет «Вешние воды», ни он, ни художественный руководитель театра Юрий Кочнев не знали о грядущем юбилее Тургенева. «В балете обязательно должна быть любовь, должна быть страсть, балет на этом стоит, а тут целых две страсти, разница между влюбленностью и страстью. Мне показалась эта тема очень интересной», — поделился композитор.
Юрий Кочнев отметил, что создатели балеты: и композитор, и хореограф-постановщик Кирилл Симонов, и художники Екатерина Злая и Александр Барменков не пошли по пути «исторической иллюстрации», а попытались найти, «каким образом эта коллизия может быть созвучна сегодняшнему дню». В свою очередь художники рассказали о том, что, привезя готовый макет в Саратов и обсудив его с Кириллом Симоновым, за полчаса до сдачи макета решили все изменить.
На сдачу спектакля приехали московские критики: главный редактор «Музыкального журнала» Елена Езерская, главный редактор критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая и балетный критик Анна Гордеева, — которые сошлись на том, что выбор литературной основы для балета и композитора очень удачны.
Евгения Кривицкая напомнила, что «почти сто лет композиторы не обращались к текстам Тургенева», Елена Езерская заметила, что Тургенев по своей стилистике «театрален и хореографичен». А Анна Гордеева подытожила обсуждение, сказав, что «заказ мировой премьеры – это всегда колоссальный риск и колоссальная гордость театра, и его мужество. И саратовский опыт в этом смысле мне особенно интересен».