«Риенци» Вагнера, или Этот безумный, безумный, безумный… мир

«Риенци» Вагнера, или Этот безумный, безумный, безумный… мир

24 мая состоялась премьера оперы Вагнера «Риенци. Последний трибун». Постановку первой оперы Вагнера «Риенци» саратовский театр оперы и балеты приурочил к 200-летию немецкого композитора, которому посвящен XXVI Собиновский музыкальный фестиваль. Эта опера только дважды ставилась в России и не звучала уже 90 лет! Партия Риенци в виртуозном исполнении лауреата международных конкурсов Михаила Пирогова – одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре.

Кола ди Риенци, папский нотариус, выступает против патрициев и, получив поддержку народа, становится римским трибуном. В его сестру, Ирену (лауреат международных конкурсов Оксана Колчина), влюблен отпрыск патрицианского рода Колонна Адриано (Ольга Локоленкова), эту партию Вагнер по традиции театра XXVIII века отдал меццо-сопрано. Орсини и Колонна замышляют покушение на Риенци, но Адриано ради любви к Ирене предает своего отца и спасает трибуна. Риенци прощает виновных, это милосердие обернется против него: враги вновь выступят, народ пойдет за ним на битву, Орсини и Колонна повержены, но теперь Адриано будет мстить за смерть отца, а папский легат запрещает Риенци войти в храм, возмущенные римляне связывают Риенци. Проникновенно исполненная Михаилом Пироговым, звучит молитва верящего в правильность избранного пути трибуна. Ирена пробирается к брату. Адриано пытается спасти Ирену, но гибнет вместе с ними в огне.

Сократив почти вдвое оригинальную пятичасовую оперу, режиссер-постановщик Алексей Степанюк (Санкт-Петербург) добился необычной для этого жанра динамики. Современная версия классической оперы Вагнера играет на крайностях: гипертрофированный разврат, диковинные монстры, то ли сон, то ли явь. Яркий запоминающийся видеоряд ни на секунду не прекращает плести паутину мрачных образов. Пиршество цвета, игра теней, мощная музыка Вагнера с запоминающимися соло духовых, фантастические костюмы рассказывают о мире, в котором мы живем. Мире, где всегда люди стремятся к власти, где благими намерениями вымощена дорога в ад, а любовь и кровь так часто рифмуются, что это уже стало общим местом. Этот болезненный сюрреалистический коктейль цепко удерживает внимание, погружая в отчаяние: неужели всегда поиски справедливости заканчиваются трагедией?! Смирительная рубашка, в которую облачают Риенци, – закономерный итог, приговор для всех идеалистов. Только безумец может быть абсолютно свободен в этом безумном мире.

Жуткий карлик, молчаливый свидетель кровавых событий, с книгой в руках появляется и исчезает в течение всего спектакля. В его руки режиссер вложит спички: огонь уничтожает мир страха, ненависти и несправедливости, но из пламени выйдет ребенок, снявший ужасную маску, и ляжет с книгой на кровать. Маленькая копия Риенци, новый идеалист, круг замкнулся, история повторится, какие новые образы увидит он и как их воплотит в жизнь?