Видимоневидимо-2019

В Саратовском театре драмы завершилась третья творческая лаборатория «Видимоневидимо». Было показано три эскиза спектакля и прошла одна читка. Показы и обсуждения проходили с участием зрителей, купивших билеты.

В первый вечер участники лаборатории увидели эскиз по новой пьесе нашего земляка Алексея Слаповского «Две матери, две дочери, или On-Off». Алексей Слаповский уже второй раз выступает в роли режиссера (на Малой сцене 4 года идет его спектакль «Сошедший с поезда»). На этот раз он принимал непосредственное участие в эскизе, читая ремарки и поправляя актеров (чем вызвал бурный отклик зала). Слаповский и в пьесе, и в эскизе «в своем репертуаре» — максимально ироничен и психологичен, — зрители с первых минут погружаются в многоголосье версий одной банальной ситуации: внучка хочет учиться в Греции, поэтому вместе с дочкой убеждают бабушку продать любимую дачу и помочь семье. Актерам нисколько не мешало незнание текста: за несколько дней они успели впитать режиссерский замысел, а потому на эскизе очень часто звучали аплодисменты! «Краткость — сестра таланта»: за 1 час и 40 минут автор сумел показать столько любовных и житейских коллизий, сколько иным не развить и за 4 часа. Изюминкой эскиза стало то, что часть текста — онлайн переписки персонажей — транслировались на мониторах, что нисколько не тормозило действие. Жаль только, что в самом конце на трех экранах появились сразу три переписки, за которыми было не уследить: огромные куски текста слишком быстро убегали в ленте, а ведь на фоне переписок еще шел диалог актеров. Осталось ощущение невосполнимой потери — не за всем уследила!


На следующий день был представлен эскиз пьесы Алексея Житковского «Горка», которая была признана лучшей пьесой 2018 года. Эскиз готовил режиссер Андрей Богданов (его спектакль «Гамлет» покорил публику на фестивале «Уроки Табакова»). История начинающей воспитательницы детского сада (Дарья Родимова) показывает изнанку работы в детском саду. Новогодний утренник дамокловым мечом нависает над ней, а дети все никак не поют в лад, заведущая (Любовь Воробьева) нагоняет страху, а бойфренд никак не воспринимает всерьез все эти проблемы. Девушка на грани нервного срыва придумает неожиданный выход из этой ситуации. В этом эскизе больше всего подкупили Дарья Родимова и Любовь Воробьева: актрисам хватило нескольких дней, чтобы выстроить образы.

Кульминацией лаборатории стала пьеса «Машина едет к морю» Алекса Бьёрклунда. Эскизом назвать то, что увидели в этот вечер зрители, назвать невозможно. Актеры не просто успели выучить текст, режиссер Роман Мартынчев (выпускник мастерской Александра Галко) не просто наметил концепцию: мы увидели практически готовый к сдаче спектакль. Уже на лестнице и в фойе зрителей встречали рисунки мальчика-аутиста, в их окружении жили три героя пьесы, саунд-трек и титры готовили зрителей к феерическому финалу. Зал, как по команде, встал, приветствуя актеров аплодисментами… По-моему, ни на одной лаборатории в Саратове такого не было! История трех несчастных по-своему людей: слепого старика, мальчика-аутиста и одинокого дворника (Юрий Кудинов), обеспечивающего их всем необходимым, —  запертых друг с другом волею случая в тесном убогом пространстве, из жесткой социальной драмы превращается в сказку со счастливым концом. И невозможное возможно: слепой старик наденет стильные солнцезащитные очки и поведет машину к морю… На обсуждении проводилась параллель с фильмом «Достучаться до небес», но в нем главные герои ехали к морю умирать, а наша невероятная компания сбегает к морю от запрограммированной серости будней, в новую жизнь. В этот невероятный финал безоговорочно веришь: настолько глубоки и точно выверены актерские работы. От безысходной злобы и отчаяния к светлому будущему проведут своих героев Виктор Мамонов, Юрий Кудинов и Илья Ульянчев, и мы не усомнимся, что все у них получится.


8 июля, в заключительный день работы лаборатории, пьесу «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова представил актер и режиссер РАМТа Александр Доронин.

Молодой человек выпрыгнул из окна, ведется расследование, все действие — бесконечные монологи людей, которые были с ним знакомы. Кто-то равнодушен, кто-то переживает, но и те, и другие транслируют практически одно и то же: никто не может сказать об этом парне ничего конкретного, тем более, о причинах самоубийства. Гулкий звук эхом бьется в пространстве Малой сцены… Звенящая пустота существований множится с каждым монологом. С помощью этой мозаики складывается образ главного героя. Как же одинок был этот несчастный, впрочем, так же, как одиноко все его окружение. «Скука пожирает нас всех», — откровение самоубийцы, припасенное на финал. И бесконечный рефрен «Передавал мне что-то?» на фоне таких же бесконечных отнекиваний «Я ничего о нем не знал». Безысходность.

После каждого эскиза зрители могли проголосовать за или против, результатом лаборатории станет пополнение репертуара театра. Голосую за «Машина едет к морю»!