В Саратове начался Первый фестиваль «Уроки Табакова»

Сегодня, 14 апреля, в Саратове открылся Первый фестиваль «Уроки Табакова». 

Виктор Рыжаков

Виктор Рыжаков: «Мы всю жизнь строим идеальный театр»

Началом фестиваля стала знаковая тема обсуждения «Система Станиславского и XXI век».  В зале Театрального института Саратовской консерватории своими размышлениями поделился лауреат премии имени Станиславского, художественный руководитель ЦИМ Виктор Рыжаков. Модератор дискуссии Артем Зорин представил спикера как человека, открывшего миру природу текстов Ивана Вырыпаева.

Виктор Рыжаков рассказал о системе обучения в Школе-студии МХТ, о том, как вчерашние школьники осваивают систему Станиславского, историю страны, русскую литературу и мировую художественную культуру через игру.

Назвав Станиславского величайшим провокатором, Рыжаков заметил, что абсолютно все (и его последователи, и оппоненты) находятся в постоянном диалоге с ним: «Даже удобно, что он мёртвый».

«Театр это искусство коммуникации, это не развлечение, а работа. В XXI веке это снова, как в древней Греции, стало равноценным диалогом со зрителем», — так завершил свои размышления о современном театре Виктор Рыжаков.

Евгений Миронов

Евгений Миронов: «Я не договорил с Олегом Павловичем»

В этот день состоялась саратовская премьера документального фильма «Избранники» с участием Евгения Миронова, Павла Табакова, Олега Басилашвили, Валентина Гафта и Юрия Соломина. Идея создания этого фильма принадлежит Евгению Миронову, который не смог приехать в Саратов, но записал обращение к зрителям саратовской премьеры. Он говорил о том, как важно, чтобы будущие артисты знали не только свою школу: ведь вокруг Олега Табакова всегда было много артистов и режиссеров не только той школы, которую он исповедовал: «Он давал расти всем цветам, и в этом его великий дар как педагога».

Евгений Миронов рассказал о том, как родилась идея этого документального фильма: «Она возникла от мысли, что я не договорил  с  Олегом Павловичем». Фильм представляет собой диалог начинающих профессиональную деятельность молодых артистов с корифеями театра Олегом Басилашвили, Валентином Гафтом, Юрием Соломиным. С Олегом Табаковым должен был беседовать его сын Павел, но записать это интервью уже не удалось: Олега Павловича не стало.

«Оттепель»

Вечером первого фестивального дня состоялось официальное торжественное открытие «Уроков Табакова».

В своем вступительном слове арт-директор фестиваля Ольга Харитонова подчеркнула, что фестиваль призван «не только сохранять благодарную память, но и продолжать конкретное дело нашего великого земляка, актера и педагога Олега Павловича Табакова».

Спектакль-концерт, спектакль-посвящение Александру Володину, созданный к 100-летию драматурга стал спектаклем-открытием фестиваля. Руководитель курса школы-студии МХТ, студенты которого вышли в этот вечер на сцену, Виктор Рыжаков так объяснил идею спектакля-концерта «Оттепель»:

«Нам чего-то не хватает в XXI веке, мы совершенно замерзли внутри. И оттепель этого времени, этого чуткого слова художника Володина, может быть, нам нужна в первую очередь».

Вспоминая Олега Табакова, Виктор Рыжаков отметил, что именно он спровоцировал многих заниматься педагогикой:

«Олег Павлович  всегда говорил о Саратове, о своих корнях. И вот, стоя сегодня на этой сцене, на которую я когда-то впервые вышел много-много лет назад, я понимаю, что Табаков, который посвятил меня в эту профессию, верил и знал, что питаться я тоже буду здесь этой энергией».

Студентам Школы-студии МХТ, исполняющим в спектакле песни 60-х годов XX века, удалось передать зрителям атмосферу того времени: времени надежд, времени свободы, открытий музыкальных и поэтических, времени, которое и вошло в историю с названием «Оттепель». Зрительный зал стоя аплодировал будущим артистам. Первый день фестиваля «Уроки Табакова» завершился криками «Браво!» и овацией.

Фестиваль будет проходить с 14 по 22 апреля на трех площадках: в Саратовском театре драмы, Театральном институте Саратовской консерватории и Старом ТЮЗе.

С подробной афишей фестиваля «Уроки Табакова» можно ознакомиться здесь.