9 июля в Саратовском театре драмы завершилась работа юбилейной, пятой, творческой лаборатории «Видимоневидимо». В этот вечер для обсуждения зрителям был предложен эскиз спектакля по роману Фредерика Бакмана «Тревожные люди».
Сам факт, что за основу был взят роман (то есть нужно было еще и инсценировку создавать) — уже сам по себе удивителен: рамки творческой лаборатории весьма и весьма ограничивают время работы над новым материалом. И то, что зрители в эту субботу увидели на Малой сцене — вызывает восхищение: режиссер Иван Комаров и актеры театра драмы оживили прозаические строки и заинтриговали зрителя. За 1 час — а именно столько длился эскиз — мы увидели лишь начало истории, познакомились с главными героями, и только-только начали понимать, что за бардак здесь творится и кто автор этого бардака (спойлер: каждый по чуть-чуть создает тот плохо управляемый хаос, творящийся на сцене).
Это не спектакль, это даже не эскиз, это пилот, поэтому мы не старались его закончить.
Иван Комаров
Режиссер признался, что у него был четкий вектор — «это должен быть Уэс Андерсон на сцене». И действительно, кричащие костюмы и эстетика фарса бушуют на авансцене (другое пространство в эскизе не используется), создавая ощущение, что вот-вот действие выплеснется в зрительный зал.
«Это история обо всем на свете, но главным образом — об идиотах», — заявляет герой Андрея Казакова, он же рассказчик, в красном килте и заячьей маске.
Что может быть нелепее ограбления банка, в котором нет наличных? Вокруг этого незадачливого ограбления и строится действие: грабитель убегает с места преступления, случайно берет заложников… Или это его берут в заложники? С этим стоит разобраться, но ведь это же пилот, а значит, стоит дождаться момента, когда эскиз превратиться в спектакль — и понять наконец-то, а что все это было?
Бакман — тонкий психолог, бережно и с юмором вскрывающий причины любых вывертов психики, каждого нелепого поступка, и всем зрителям, увидевшим этот пилотный показ, уже очень хочется узнать историю странного риелтора и психолога (Зоя Юдина), двух следователей-родственников (Дмитрий Кривоносов, Валерий Малинин), директора банка (Эльвира Данилина), всех заложников и, конечно, незадачливого грабителя (Александра Коваленко).
Фредерик Бакман — шведский писатель, получивший известность в 2012 году сразу же после публикации первого романа «Вторая жизнь Уве», который вскоре был экранизирован, и очень удачно. С тех пор выходящие из-под его пера вещи почти незамедлительно попадают на экран, что и случилось с «Тревожными людьми». Эксперимент Саратовского театра драмы просто необходимо завершить — это может стать главным событием нового театрального сезона.