Театр Маяковского попытался «понять Обломова с позиции любви»

Обломов. Театр Маяковского. Уроки Табакова22 апреля фестиваль «Уроки Табакова» завершился показом спектакля Театра имени Маяковского «Обломов» в постановке Миндаугаса Карбаускиса.

Директор театра Александр Стульнев (директор Табакерки с 1997 года по 2018 г.) на пресс-конференции рассказал о том, как начинался творческий путь художественного руководителя театра Миндаугаса Караускиса. В Табакерке долгое время не было штатного режиссера, «он очень нуждался в молодой режиссуре, новой волне». В 2001 году Петр Фоменко выпускал режиссерский курс, он-то и порекомендовал Олегу Табакову своего студента. Табаков «не глядя, с закрытыми глазами» пригласил Миндаугаса Карбаускиса штатным режиссером. В течение 7 лет он поставил «3 спектакля на самого Табакова, и это были одни из лучших спектаклей Олега Палыча: «Дядя Ваня», «Похождение по поэме Гоголя «Мертвые души», «Копенгаген».

Помимо таких очевидных связей стоит вспомнить, что роль Обломова – одна из лучших в фильмографии  Олега Табакова. Спектакль «Обломов» — премьерный, и на фестивале был сыгран в 13-й раз. А потому Александр Стульнев подарил музею Саратовского театра драмы эксклюзивную кружку, выпущенную к премьере «Обломова» (такие сувениры изготавливаются только для создателей спектакля).

Из инсценировки, которую написал сам режиссер, полностью исключен Штольц. О нем несколько раз вспоминают, он даже приезжает к Обломову (Вячеслав Ковалев), но зрителям не показывается. Поэтому бремя сравнения жизненных позиций целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Ольги. Анастасия Мишина в этой роли мила, заботлива, неожиданно влюбчива (да и как не влюбиться в такого Обломова! – очаровательного, непосредственного и непредсказуемого), но в то же время самоуверенна и порывиста. Иногда кажется, у Обломова просто дыхалки не хватит угнаться за ней, и все же он очень старается (любовь, никуда не денешься), но не выдерживает – и сходит с дистанции. Этот перелом рикошетом отдается в зал, за Обломова очень больно, очень стыдно, и даже отповедь Ольги воспринимается как чересчур мягкая.

Музыку к спектаклю написал Фаустас Латенас, это вариации на тему знаменитой каватины Нормы «Casta Diva» из оперы Беллини. В романе «Casta Diva» связана с образом Ольги Ильинской, в спектакле она становится сквозной темой, а печаль и тайна, таким  образом,  – лейтмотивом спектакля.

Образ Обломова усиливается очень ярким образом его слуги Захара. Народный артист России Анатолий Лобоцкий в этой роли зеркалит Илью Ильича, можно было бы сказать, что это пародия на хозяина, если бы не одно но: эти двое дороги друг другу, их существование настолько гармонично, что Ольга ощущается чужеродным элементом, а вот Пшеницына – недостающим паззлом в этой идиллии.

Кто такой Обломов, почему в этом приросшем к дивану герое каждый вольно или невольно находит себя, почему именно это – наш архетип… «Нам бы хотелось свои вопросы Обломову задавать», — признался на конференции режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис, объясняя, почему в постановке отсутствует Штольц (он задает вопросы и очень много дает ответов, что сейчас неактуально). «Изгнав» Штольца из спектакля, режиссер убрал оценочность, предоставив зрителю самому отвечать на поставленные вопросы:

«Мы не собирались учить Обломова, как жить, высмеивать его, а просто любовно следовали за ним и пытались его понять. Весь спектакль – попытка понять, разгадать Обломова с позиции любви».