В рамках фестиваля памяти Олега Янковского состоялся спектакль МХТ имени А.П. Чехова «Дневник провинциала в Петербурге» по произведению Салтыкова-Щедрина.
Шестой день фестиваля ознаменовался сразу двумя постановками. На большой сцене театра драмы зрители смотрели местный спектакль по пьесе Островского «Бешеные деньги» с Александром Кузьминым в главной роли. На малой сцене господствовал Салтыков-Щедрин в творческом проекте Алексея Девотченко.
«Я не снимаюсь в кино. Для экрана я персона нежелательная. За любой постановкой стоят люди, так или иначе оглядывающиеся на политиков». У актера нет наград и званий, точнее он сам от них отказался. «Быть в оппозиции и получать что-то от власти – неверно». Таков Алексей Девотченко, прямой и правдивый, впрочем, как и текст Салтыкова-Щедрина, воссозданный в этот вечер на малой сцене драмы.
Над постановкой спектакля Алексей Девотченко работал вместе с питерским режиссером Григорием Козловым. Впервые показанный в 1996 году в театре-фестивале «Балтийский дом», спектакль и сегодня остался актуален.
В основе спектакля – малоизвестный роман Салтыкова-Щедрина. Как признался на пресс-конференции Алексей Девотченко, на роман он наткнулся случайно лет 20 назад. Из 300 страниц текста сделал выжимку. «Жаль было резать оригинал, но временные рамки моноспектакля обязывают. За кадром остались многие интересные эпизоды».
История трагична и лирична одновременно. Актер в белом клоунском костюме, отчаянно задающий вопрос «зачем я еду в Петербург», на самом деле пытается найти смысл окружающей его жизни… и вместе с нами, зрителями, не находит.
Каждая попытка пробиться к цели заканчивается попойкой. Смешно? Безусловно! И страшно: полторы сотни лет отделяет нас, живущих в России XXI века, от романа, написанного в веке XIX, а нас окружают все те же петры ивановичи и прокопы. А грустный клоун повторяет: «Я болен, признаю» – как заклинание, но нет, оно не поможет.