Театральное действо началось задолго до премьеры – на пресс-конференции Михаила Угарова, где режиссер спектакля по пьесе Максима Курочкина «Класс Бенто Бончева» походя бросил фразу о том, что «писать про любовь – это последнее прибежище негодяев и графоманов», а потом доходчиво объяснил, что подзаголовок спектакля – «История одной любви» – это обман и провокация. Мастерская интрига! На поверку получилось, что самый пронзительный спектакль о любви на саратовской сцене поставлен режиссером, заявляющим, что любви нет.
Общество будущего, в котором человечество решило многие проблемы и беды, но (лес рубят – щепки летят), – изобретя 140 способов размножения, люди совсем позабыли, что такое секс и любовь. И вот уже в вузах преподают «теорию полового расслоения общества», которую и изучает Бенто Бончев (Александр Фильянов) у крупнейшего знатока половой морали древности профессора Тирса (засл. артист России Игорь Баголей). «Занимаясь сексом серьезно» (то есть, изучая мировую литературу), Бенто приходит к выводу, что любовь – это не более чем метафора, ведь мода на нее прививалась маргинальными поэтами и художниками (алкоголиками и сифилитиками по совместительству). А доказательства, добытые профессором Тирсом, – фальсификация: порнофильмы – это подделка с плохими актерами, а единственная пара, открыто заявляющая о своей любви, делает это ради денег.
Максим Курочкин и Михаил Угаров умело выстраивают общение со зрителем. Усевшись на свое место в зрительном зале, обнаруживаешь перед собой себя и своих соседей: кто-то проходит между рядами, кто-то обсуждает прошедший день: осторожно, вас снимает скрытая камера! Первая сцена вызовет шок, третья нервный смех и протест (кого из зрителей и на сколько, студенты оценят по шкале от 1 до 3), и вот уже мы вовлечены в игру «узнай себя».
Неуклюжие и наивные попытки героев будущего понять, «как это вообще может происходить», словно в зеркале отражают суть человеческих взаимоотношений. Слова, чувства и поступки существуют сами по себе на сцене и в жизни. Фрэнк (нар. артист России Григорий Аредаков), по окончании 50-летней аферы заявляющий, что «любви нет!», после смерти Эммы берет ружье… Как очарователен Бенто в своем упрямом отрицании любви! Но это не мешает Санди (Александра Коваленко) манипулировать им (к обоюдному удовольствию)… Режиссер декларирует продажность чувств («мы отдали любовь в сферу рекламы», а ставит пьесу о том, что любовь приходит к нам, хотим мы этого или нет.
Спектакль, как матрешка, не перестает удивлять с каждым поворотом сюжета, но не буду раскрывать все секреты – стоит прийти и увидеть самому, насладиться интеллектуальной драматургией Максима Курочкина, устоять перед провокациями Михаила Угарова, если вы не боитесь быть шокированными и готовы к экспериментам.