В театре драмы состоялась премьера спектакля «Королева» по пьесе Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» в постановке Юлианы Лайковой, известной саратовскому зрителю по спектаклю «Танцы на праздник урожая».
Фигура Марии Стюарт, казненной в Лондоне, неоднократно привлекала внимание писателей. И в трагедии Шиллера шотландская королева — настоящая романтическая героиня, гордая, несломленная, противопоставляющая себя английской королеве. В постановке Юлианы Лайковой акценты смещаются, и на первый план выходит Елизавета. С нее спектакль начинается, ею и закончится.
Противоборство католиков и протестантов, борьба за английский престол, жертвой которой пала шотландская королева, — все это лишь исторический фон, на котором зрителю подаются две величины, два характера, две королевы — Мария Стюарт и Елизавета.
Юлиана Лайкова и в этом спектакле решала задачи режиссера и художника. В центре сцены — наклонный помост. Это и тронный зал, и эшафот, и тюрьма, и эта многозначная форма постоянно меняет акценты и смыслы, трансформируя представление зрителя о героях. В цветовом решении превалирует холодный блеск металла: идет сражение за трон, и на этой войне время от времени проливается кровь. Красный цвет появляется в спектакле сразу, это цвет одежды графа Кента (Александр Островной). Этот молчаливый шут — постоянное напоминание об игре не на жизнь, а на смерть, которую ведут две королевы и придворные. О битве молчаливо напоминают и перчатки от доспехов, и меч Елизаветы, с которым она не расстается как с символом власти и который не может поднять — так тяжело для нее бремя этой власти.
Валерий Малинин, Олег Морозов, Александр Каспаров — окружение английской королевы, каждый себе на уме, каждый лоббирует определенную точку зрения, каждый по-своему давит на королеву. Страх, сострадание, долг — все идет в ход, чтобы убедить королеву казнить или помиловать соперницу.
Зоя Юдина в роли Марии Стюарт — икона романтизма. Страдающая в заточении, притесняемая и униженная, но не сломавшаяся, настоящая королева, до конца несущая свой крест. Она знает, что достойна властвовать, и понимает, что обстоятельства против нее. Вот на этом противоречии и строится образ шотландской королевы, и ключевой станет сцена свидания с Елизаветой. Как сложно сыграть покорность, но желание жить — эта минутная слабость — ненадолго берет верх, и королева через силу преклоняет колени перед властной родственницей. Но смирение не может длиться долго, тем более, что соперница торжествует, и вот уже та, что рассчитывала на милость, устраивает Елизавете гневную отповедь. В этой сцене — трагедия двух женщин, двух королев, из которых на троне должна остаться лишь одна.
Татьяна Родионова показывает малейшие нюансы внутренней борьбы Елизаветы. Здесь и вечная боль и неуверенность внебрачного ребенка, и слабость царствующей женщины, на чувствах и недостатках которой играют рвущиеся к власти мужчины, и главный страх — страх за свое место на престоле, на которое есть еще одна претендентка. Но еще сильнее этого страха — неуверенность в собственных силах, нежелание взять на себя ответственность за единственное решение, которое может разрешить этот конфликт. Актриса играет раздираемую противоречиями, абсолютно несчастную женщину, для которой бремя власти одновременно и желанно, и чрезмерно.
Спектакль называется «Королева», неслучайно из названия исчезло имя Марии Стюарт. Останется лишь одна королева. Та самая, для которой взобраться на собственный трон — тяжкий труд: Елизавета, прихрамывая, с трудом преодолевает дорогу вверх, с трудом волочит за собой меч, и в конечном итоге спускается с трона вниз, в бездну отчаяния, в тюрьму, по пути теряя королевские одежды и оставаясь лишь в саване.
Мария Стюарт в платье цвета алой крови легко взбежит на эшафот. И вот уже нет соперницы. Но не будет облегчения, не будет покоя. Оказывается, ненависть к ней питала Елизавету, но вот преграда устранена, и жизненные силы покинули царственную особу. Так кто же здесь королева? Предстоит решить зрителям.
Фото: Софья Саратовцева