Второй Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского открылся спектаклем Театра Наций «Калигула» (А.Камю) в постановке Эймунтаса Някрошюса.
Психологическая драма Камю, написанная в 1938 году, звучит и поныне очень современно. «Править – значит воровать, все знают это. Но можно это делать разными способами. Лично я хочу воровать открыто» – заявляет цезарь в самом начале спектакля, вызывая смех в зале… но пьеса совсем не об этом.
«Люди плачут потому, что вещи не такие, какими должны быть».
Калигула Евгения Миронова – несчастный, измученный человек, по воле судьбы (которую он пытается отрицать) облеченный властью вершить судьбы, он «отменил богов» и точно знает, чего ему не хватает. Он, как избалованный ребенок, страдает и заставляет страдать всех.
«Человеческая жизнь не значит ничего… все умрут. Это вопрос лишь времени и терпения».
Пользуясь безграничной властью, Калигула отрицает любовь и жизнь: «Я понял: любовь – ничто. Жить – это противоположно любви», А потому власть для цезаря становится инструментом достижения невозможного. Его поступки, казалось бы, нельзя понять и уж тем более простить… но, оказывается, люди способны на многое… Влюбленная в цезаря Цезония (заслуженная артистка РФ Мария Миронова) живет по новым законам Калигулы и как заклинание повторяет всем «пойми его». И нервный и ранимый Сципион (Евгений Ткачук) прощает Калигулу, убившего его отца, и отказывается участвовать в заговоре.
Трагедия Калигулы в том, что даже подчинив своей «новой свободе» мир, он все равно остается рабом обстоятельств и понимает, что скоро придет конец его власти.
Напряжение, как струна, натянутая вдоль сцены, растет и прорывается последним криком «Вперед, Калигула, в историю!», но катарсиса не наступает: в тревожно мерцающих осколках зеркала нет надежды.