В Саратове завершился Первый фестиваль «Уроки Табакова», прошедший при поддержке Министерства культуры РФ. С 14 по 22 апреля на разных сценических площадках проходили мастер-классы, теоретические дискуссии и спектакли. Уже сейчас можно смело сказать, что задумка организаторов удалась: фестиваль стал не только новой площадкой, где обсуждаются современные театральные тенденции, где педагоги разных театральных школ рассказывают о своей методике и – самое главное – где начался процесс осмысления творческого наследия Олега Табакова.
На фестивале собрались люди, многих из которых Олег Табаков благословил в эту профессию. Многочисленные мастер-классы и теоретические лекции призваны не только стать дополнительной возможностью для студентов Театрального института получить уроки мастерства у педагогов столичных вузов, но и делают зримыми многие векторы, в направлении которых следуют мастера и современный театр.
Марина Зудина
«Мне физически света не хватает. При Олеге Палыче все немного подсвечивали».
Марина Зудина, вспоминая о годах своей учебы в студии Олега Табакова, о появлении Табакерки, заметила, что стремление Олега Павловича заниматься педагогикой, мечта о создании театра начинались со студии саратовского Дворца пионеров, где будущий великий актер получал первые уроки актерского мастерства у Натальи Иосифовны Сухостав.
Виктор Рыжаков
«Олег Павлович – великий провокатор, потому что он спровоцировал многих людей в этой профессии заниматься не только актерством, но и педагогикой».
Вообще слово «провокатор» прозвучало на фестивале не раз. Очень часто оно оставалось за кадром, но незримо присутствовало. Создалось ощущение, что изо дня в день идет своеобразная творческая перекличка или эстафета: одну и ту же мысль, не сговариваясь, высказывают представители разных театральных школ.
«Очень важно, чтобы были возмутители спокойствия, провокаторы в творческой среде», — замечает на мастер-классе Константин Райкин, а вечером по зрителям катком проходится постановка «28 дней. Трагедия менструального цикла». Режиссер этого спектакля Юрий Муравицкий на мастер-классе затронул важную современную тенденцию в авангардном театре — нивелирование роли актера в спектакле, где на первый план выходит режиссерская концепция: «Сейчас мало кто хочет и может работать с актерами».
Буквально час спустя Константин Райкин во время своего мастер-класса развивает эту мысль: «[Сейчас] царство оголтелой режиссуры, которая облокачивается на всех. Она подминает и авторов, и актеров. Режиссер ни на минуту не дает забыть о себе, не дает увлечься историей. Современный театр почти не занимается образами, перевоплощением».
Константин Райкин
«Уроки Табакова – это уроки божественного лицедейства. Вкус к лицедейству мне привил Олег Палыч».
Сергей Шенталинский
Табаков постоянно напоминал: «Не забывайте, что занимаемся веселеньким дельцем».
«Матросская тишина». 22 года спустя
Один вечер в фестивальной афише был особенным. В Саратов снова, через 22 года, приехал легендарный спектакль Олега Табакова «Матросская тишина». Насыщенные гастроли «Табакерки» 1997 года до сих пор вспоминают все, кому посчастливилось тогда на них побывать.
Зрители «Матросской тишины», думаю, на всю жизнь запомнили то потрясение, которое вызвала история отца и сына, Абрама и Давида Шварца, сыгранная тогда Владимиром Машковым и Евгением Мироновым. Спектакль, ставший визитной карточкой «Табакерки» на долгие годы, был восстановлен, на сцену в роли Абрама Шварца вновь выходит Владимир Машков — теперь уже в качестве худрука театра, а в роли Додика саратовцы увидели уже знакомого по дипломным спектаклям Школы Табакова Владислава Миллера.
Табаков так рассказывал историю постановки этого спектакля. В 1957 году в «Современнике» пьесу А.Галича «Матросская тишина» собирался ставить Олег Ефремов (у Табакова там были две небольшие роли), но спектакль был запрещен цензурой. Олег Табаков это событие отмечает как первую трагедию в своей жизни. 30 лет спустя, в 1987 году он ставит «Матросскую тишину» в качестве дипломного спектакля 3 курса своей студии (курса, на котором учились Владимир Машков и Евгений Миронов), а затем ставит его уже на сцене «Табакерки». Олег Павлович редко занимался режиссурой. Этот спектакль — памятник еще одной из граней его таланта.
Александр Стульнев
«Табаков никогда в жизни не проигрывал. И все проекты, который он начинал, всегда оказывались успешными».
Такое случается редко, но магия спектакля со временем не поблекла. И «Матросская тишина» триумфально вернулась на саратовские подмостки. «Саратов, спасибо, спасибо за вашу любовь!» — крикнул в зал, выходя бессчетный раз на поклон, Владимир Машков.
В Москве все еще решается вопрос об установке памятника Олегу Табакову. Технические проблемы рано или поздно будут решены, и столица обретет новую достопримечательность, но факт остается фактом: Олег Табаков живет в своих учениках, его дело продолжают педагоги, которых он привел на этот путь, будет жить его театр, его фильмы, его спектакли. Он еще при жизни воздвиг себе нерукотворный памятник, а масштаб этой личности и его наследия нам только предстоит осознать.