19 июня в театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Алексея Слаповского «Две матери, две дочери» в постановке Александра Доронина. Спектакль долгожданный: многим участникам июльской лаборатории «Видимоневидимо» 2019 года запомнился эскиз, который на суд зрителей представил сам драматург. Перенести же действие с Малой сцены на Большую театр доверил другому режиссеру.
Пьеса Слаповского и спектакль Доронина — тонкое психологическое исследование, уравнение со многими неизвестными, которое по мере развития действия решается само. Дано: бабушка с дачей, ее дочь и внучка, которой приспичило учиться в Греции, а денег на это нет. Простейшее решение — попросить бабушку продать дачу (естественно, с благими намерениями, ведь она там свое здоровье гробит!), чтобы внучка смогла исполнить свою дорогостоящую прихоть. Но жизнь всегда немного сложнее, чем нам кажется, и самое простое решение либо невозможно, либо неверно. Вот между этими двумя вариантами и блуждают Надежда (Тамара Джураева), Илона (Татьяна Родионова) и Аглая (Дарья Ревина), попутно выясняя отношения и втягивая в этот малоприятный процесс посторонних, которые своими неуклюжими попытками вмешаться выполняют функцию лакмусовых бумажек.
Все это феерическое действие, в котором и действия-то минимум — одни разговоры-выяснения отношений, — сдобрено фирменной тонкой иронией Слаповского. Слушать эти разговоры, классифицировать оттенки смыслов и нюансы эмоций — настоящее наслаждение сродни удовольствию гурмана, дегустирующего блюда в пятизвездочном мишленовском ресторане. Одна и та же фраза подается под разными соусами: мы можем узнать, что хотел сказать говоривший, что он сказал на самом деле, и как истолковали его фразу слушатели. Это становится возможно, так мы не только являемся свидетелями общения героев спектакля, но и «читателями» их переписок в мессенджерах. Порой мы и в самом деле читаем чаты (они транслируются на сцене то в привычном нам виде, то в виде ползущего вверх текста в стиле «Звездных войн», что придает происходящему эпичности и комичности одновременно). «Современный человек живет дважды — когда живет и когда об этом рассказывает. Причем, рассказывая, все события переделывает. Проще говоря — врет», — напишет один из героев пьесы. Театр драмы продолжает исследовать современную реальность, где соцсети заменяют общение «в реале», друзей вплоть до полной подмены настоящей жизни.
К сожалению, Большая сцена полностью нивелировала эффект сопричастности, который легко достигается на Малой сцене за счет компактности. Но зрителям первых рядов очень повезет: большая часть действия проходит на пирсе, который на несколько рядов уходит в партер: вот они, актеры, в метре от нас. Художник-постановщик спектакля Юрий Наместников максимально облегчил сценографию: ничто не отвлекает взгляд зрителя, полное погружение в психологическое состояние героев и сопереживание обеспечено, а немногие элементы оформления лишь помогают режиссеру решать его задачи.
В спектакле нет неудачных ролей. На даче за общим столом собираются типичные представители молодого, среднего и старшего поколений. Удачливый бизнесмен Тимофей (так и хочется измерить температуру этому хладнокровному герою Андрея Седова), под стать которому Ника, подруга Аглаи (Екатерина Локтионова блестяще играет расчетливую девицу без комплексов). Виртуальный ухажер Надежды Евгений Федорович (Юрий Кудинов) в «реале» галантен, в меру лиричен, но очень прагматичен. Незадачливый «турконемец» Адам (Сергей Ванин), предел мечтаний Аглаи (натуры увлекающейся, но способной признавать собственные ошибки), из-за которого она и собралась заниматься науками и любовью в далекую Грецию, — окажется комичным простофилей. муж Андрей Степанов создает образ идеально удобного мужа Илоны, негромкого и незаметного, но за каждым жестом и взглядом — так много недосказанного.
Татьяна Родионова и Тамара Джураева — первые скрипки в этом слаженном оркестре, фантастический дуэт матери и дочери. Сколько страсти и горечи, сколько затаенных обид и невысказанных претензий в бэкграунде их героинь!
Высший пилотаж — привести векторы таких разнонаправленных героинь к одной и той же конечной точке без лишнего сиропа и истерик, а ведь финал этой банальной истории не столь очевиден, а для многих из нас даже невероятен. Можно сказать, этот сезон театр драмы завершает на высокой лирической ноте. С премьерой!