В Саратовском театре драмы 1 октября новый театральный сезон начался по традиции с премьеры. Постановка Игоря Коняева по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?» возвращает современному зрителю идеи нашего великого земляка, который для современной молодежи не более, чем памятник у входа в «Липки».
Интересно и то, что в этот день в фойе театра открылась выставка «Четыре Чернышевских саратовской сцены». Иван Слонов, Георгий Сальников, Александр Михайлов, Сергей Сосновский в разное время воплощали образ нашего великого земляка, философа, причисленного волею идеологии к революционерам.
Первое действие спектакля — костюмированная драма из жизни светского общества XIX века. Актерские работы, как россыпь бриллиантов, интересные, виртуозные, запоминающиеся. Здесь герои Чернышевского (который был философом, а не писателем) оживают, переставая выполнять роли функций, нужных автору, жизнь бурлит.
Режиссеру и автору инсценировки, завлиту театра Ольге Харитоновой удается погрузить нас в мир Веры Павловны (Зоя Юдина). Властная мамаша, ради выгоды готовая забыть о морали и нравственности — блестящая роль Любови Воробьевой. Ее зеркалит почти безмолвная Матрена (заслуженная артистка РФ Елена Блохина).
Наблюдать за этой парочкой очень интересно. Единственная реплика служанки про чай, стилизованная под рекламный ролик, вызывает гомерический хохот в зале (вот она, волшебная сила искусства!). Подкаблучник-отец (Андрей Степанов), возможно, и хотел бы выступить на стороне дочери, да не смеет. Светский франт и потенциальный жених Верочки Михаил Иванович Сторешников в исполнении Максима Локтионова очарователен в своей безнаказанности и самоуверенности. И хотя светское общество в хронометраже действия занимает совсем немного времени, дано оно точными мазками, где каждая эпизодическая роль — на вес золота: заслуженная артистка РФ Евгения Торгашова, Александр Каспаров, Игорь Игнатов и Татьяна Родионова вобрали все светские предрассудки и мишуру и выдали на гора крепкий эмоциональный коктейль, от которого и голова закружится, и похмелье не заставит долго ждать.
Вера Павловна инстинктивно отторгает и удущающую атмосферу своей семьи, и лицемерие светского общества, она,сама того не подозревая, ищет «новых людей» и находит их сначала в учителе Лопухове,
а потом и в Кирсанове, Рахметове и Мерцалове. И вот здесь хочется сказать спасибо всей творческой группе, и особенно актерам, воплотившим этих картонных идеальных персонажей Чернышевского на сцене.
Александру Островному, Денису Кузнецову, Илье Ульянычеву (тут просто брависсимо) и Дмитрию Кривоносову удалось отскрести со своих героев толстый налет искусственности и представить взору удивленного зрителя интересных молодых людей, увлеченных идеалистов, глубоко чувствующих и в то же время активно пытающихся изменить старый порядок вещей. Что не удалось Чернышевскому, то удалось на сцене театра драмы, и это очень здорово!
Художник-постановщик Юрий Наместников в этом спектакле тоже сотворил чудо: его сценография лаконична и волшебна одновременно. Несколько белоснежных драпированных занавесов с помощью умело поставленного света (Денис Солнцев) и проектора превращаются из ограды Летнего сада в колоннаду Казанского собора,
из пышно убранной гостиной с скромное жилище студентов-медиков, что уж говорить о снах, в которых можно транслировать на сцену какие угодно образы!
Второе действие полностью сосредоточено на утопических идеях Чернышевского. К сожалению, вполне живые герои-идеалисты из первого действия здесь превращаются в рупоры идей философа о новых людях, о прекрасном и светлом будущем, в котором «человеку можно быть добрым и счастливым». И вот тут ясно вспоминается, за что не любили Чернышевского советские школяры: за тяжеловесность слога, многочисленные повторения и излишнюю дидактику. И если в первом действии проблемы и чаяния «новых людей» вполне понятны и интересны, то во втором действии буквально каждый первый персонаж вызывает непреодолимое желание ущипнуть: почувствует или не заметит, увлеченный изложением очередной концепции.
У спектакля есть подзаголовок, в котором игры смыслов больше, чем в самой постановке: «Сны о любви». Хороший маркетинговый подзаг, продающий во всех смыслах: кто не читал Чернышевского подумают, что идут на мелодраму, кто читал — что это прочтение труда великого демократа с точки зрения отношений между мужчиной и женщиной. Отношения Николая Гавриловича и Ольги Сократовны далеко выходили за рамки принятых тогда норм, и нестандартная супружеская жизнь подтолкнула философа к размышлениям о возможном развитии событий в любовном треугольнике Лопухов — Вера Павловна — Кирсанов, одно посвящение жене чего стоит («моему другу»)! Любовная линия во втором действии должна была приобрести новое развитие: Вера Павловна (вот сюрприз) чувствует сначала неясное томление, а потом вдруг понимает, что ее идеальный брак приносит мало удовлетворения. Пришла пора, она влюбилась!
И тут появляется очень сложный конфликт (не только долг vs чувства), мы ведь помним, что герои Чернышевского — рупоры его представлений о светлом будущем, в котором Любовь к Людям (читай — добро) навсегда победит зло. Светлая красавица (та самая Любовь к Людям) в исполнении заслуженной артистки РФ Эльвиры Данилиной полностью подавляет новых людей во втором действии. Они же обязаны любить всех и делать всем хорошо, но как жить, когда всем от того, что ты делаешь, хорошо, а тебе самому плохо?! Это один из главных вопросов романа и спектакля, который полтора века старательно игнорировали идеологи разных мастей, старательно удерживая Чернышевского в стане революционеров, вопреки велеречивости тяжеловесных снов Веры Павловны вырывается на первый план. Спойлер для тех, кто не читал: разумные эгоисты Чернышевского решение все-таки найдут, пусть не идеальное, но в рамках предлагаемых обстоятельств вполне реальное.
Утопические идеи Чернышевского о светлом будущем вызывают совершенно противоречивый спектр эмоций, но главное, что осознаешь вместе с грандиозным финалом спектакля, — в будущем, которого не мог предвидеть Чернышевский, правит явно не Любовь к Людям. И даже само это словосочетание выглядит слегка претенциозным, напыщенным.
Это уже второе обращение саратовских театров к роману «Что делать?» (кажется, совсем недавно прошел первый показ спектакля в «Балаганчике». Случайностей не бывает? Мы ждем появления новых людей?!