В театре драмы состоялась премьера музыкального трагифарса "Человек из Подольска" | Твой Саратов

В театре драмы состоялась премьера музыкального трагифарса «Человек из Подольска»

Человек из Подольска

Дамы и господа, предлагаю пройти небольшое тестирование:

  • Знаете ли вы, сколько мусорных баков встречается вам по дороге на работу?
  • Радует ли вас вид на дымящие трубы Крекинга?
  • Саратов — столица Поволжья?

Результат:

  • 3 ответа «да» — вы слишком любите Саратов.
  • 1-2 ответа «да» — ваше бытие вас немного напрягает, пора с этим что-то делать.
  • 0 ответов «да» — срочно идите смотреть «Человек из Подольска» в Саратовском театре драмы.

5 и 6 февраля состоялась долгожданная премьера спектакля по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» с постановке Игоря Коняева: впервые этот текст прозвучал на лаборатории «Видимоневидимо» в 2017 году , премьера ожидалась в 20-м, но случился год коронавирусных ограничений.

В отделение полиции попадает Николай Фролов из Подольска. Он хочет понять, за что его задержали. Но вместо объяснений полицейские задают ему очень странные вопросы о любви к своему городу, к своей работе, о личной жизни и увлечениях.

Пьеса Данилова получила «Золотую маску». По форме это бесконечный допрос,  из которого одинаково убедительно можно сделать и комедию, и трагедию, и суровое политическое высказывание. Игорь Коняев выбрал форму «полицейского кабаре», а количество  полицейских утроил, организовав ВИА «Бивень Слонова». Получился музыкальный трагифарс: большую часть времени вам будет очень весело, чего не скажешь о главном герое.

Человек из Подольска


Александр Фильянов в роли Коли Фролова с первых минут спектакля транслирует в зал ужас обычного человека перед Системой.  Моменты справедливого возмущения, истеричного крика мгновенно сменяются полной беспомощностью и готовностью согласиться на самые абсурдные требования людей, имеющих в конкретный момент времени над ним безграничную власть. Наблюдать за этими эмоциональными качелями, виртуозно сыгранными актером, мучительно больно. Кажется, он один здесь еще способен глубоко чувствовать, а не только транслировать, как заведенный, радость бытия. Ему поставят диагноз и отправят на выход, но не на совсем, а выполнять домашнее задание.

Александр Фильянов

И все бы ничего, можно было бы поверить в  эффективность такого вот перевоспитания чувств, только на сцене есть еще один прелюбопытный персонаж. Человек из Мытищ — это то, что ждет Николая в недалеком будущем, результат той самой воспитательной работы с населением. Его блестяще воплотил на сцене Илья Ульянчев. Этот экземпляр  научился получать удовольствие от процесса перевоспитания, он радостно помогает сеять разумное, доброе, вечное. Вот только от этой его готовности помогать господам полицейским становится жутковато.

ВИА «Бивень Слонова»,   в составе которого самые разные чины — от старшины до капитана — воплощают на сцене заслуженная артистка РФ Эльвира Данилина, Андрей Седов, Валерий Малинин, Игорь Игнатов, Александр Каспаров, Александр Островной и Дмитрий Кривоносов. Все играют, поют и морально уничтожают несчастного Колю. Браво режиссеру и актерам: этот невероятно сплоченный веселый коллектив вызывает не только желание аплодировать после каждой музыкальной паузы, но и возмущение, и страх, и трепет. Словом, зрители проходят вместе с героем через все эмоциональные стадии, а в момент «диагноза» каждый в зрительном зале поставит диагноз себе.

Человек из Подольска

Действие спектакля происходит вне времени, да и автор пьесы не дает ни одной подсказки, когда это может происходить. А потому вполне возможно, что это наше недалекое будущее, и тогда можно смело сказать, что «Человек из Подольска» — это антиутопия. А если пойти еще дальше, — что «Человек из Подольска» вырос из «Заводного апельсина».  Все то же самое могло происходить и на приеме у психолога (куда он, конечно же, попадает добровольно): глубокий анализ личных проблем, затем их проработка, и вот уже гляди-ка, позитивная психология выправила перекосы сознания, и жизнь несчастного Коли начала налаживаться. Но нет. Автор помещает своего героя в совершенно определенное место, очень прозрачно намекая, что манипулирование сознанием станет не только уделом СМИ и психотерапевтов. А когда государство всерьёз озаботится тем, что его народ почему-то совершенно не радуется повседневности, у него будут все инструменты, чтобы заставить нас жизнь любить.