«Булгаков. Дон Кихот». В поисках идеала

Булгаков. Дон Кихот. Уроки Табакова

Третий день фестиваля подарил зрителям встречу с Дон Кихотом. Спектакль театра Школа драматического искусства продолжил фестивальный марафон.

ШДИ — постоянный партнер фестивалей, которые организуются в Саратове. В программе фестиваля имени Янковского принимали участие спектакли «Аглая«, «Как важно быть серьезным» и «Мертвые души«. Выпускник саратовской театральной школы, артист ТЮЗа, а ныне художественный руководитель режиссерско-актерской лаборатории театра Игорь Яцко — частый гость фестивальных программ.

На этот раз он участвует в фестивале «Уроки Табакова» в качестве педагога: проводит мастер-класс для студентов Театрального института, выступает в качестве спикера в теоретической дискуссии, а также представляет на суд публики лабораторный спектакль «Булгаков. Дон Кихот».

Игорь Яцко

Вступительное слово перед спектаклем Игорь Яцко начал с того, что «здорово сделать фестиваль, посвященный учебным работам». Школа драматического искусства — необычный театр, это театр, в котором обучение не прекращается: Анатолий Васильев считал, что артист все время должен учиться мастерству. Потому в театре постоянно идет студийная работа. «Булгаков. Дон Кихот» — это студийный спектакль, пьеса Михаила Булгакова была взята «с педагогической целью сравнения двух текстов». Игорь Яцко считает, что это принципиально разные тексты, хотя совпадение полное: у Сервантеса — искусство диалога, у Булгакова — пьеса о трагической писательской судьбе, об отношении писателя с властью, с красотой.

В лабораторном спектакле на первый план всегда выходит работа с текстом и актерское мастерство, ведь нет здесь ни искусных декораций, ни умопомрачительных костюмов. Только два автора (драматург и режиссер), артисты и зритель. Кажется, что булгаковскому тексту больше и не нужно. Он самодостаточен и звучит весьма актуально, а студийцы с помощью Игоря Яцко становятся лишь проводниками авторского голоса.

Красные флажки вместо мельниц, стол вместо кареты… все это лишь условности — главное — поиски и стремления главного героя. Хор, как в древнегреческой трагедии, — самостоятельный персонаж, привносящий дополнительные смыслы.

Федор Леонов подкупающе играет плута и простака Санчо Пансу — верного оруженосца благородного рыцаря. Дон Кихот (Иван Товмасян) в этом спектакле — человек, стремящийся в идеалу, любящий свой идеал. Он лишен прагматизма, движим идеей, и нет никакой преграды, которую бы он не смог преодолеть на пути к ней. Но вместе с утратой веры в свою мечту он теряет и смысл жизни. Он просто не может находиться больше в этом мире, а потому — покидает его.