22 июня в Саратовском театре драмы в рамках проекта Большие гастроли состоялся показ спектакля Государственного молодежного театра Узбекистана «ALONE» по мотивам повести Франца Кафки «Превращение». Постановку и инсценировку осуществил санкт-петербургский режиссер Игорь Качаев.
Название спектакля уже обозначает тему, которую режиссер взял за основу — тему одиночества. На первом плане все полтора часа, которые идет спектакль — Грегор. В этой роли мучается, страдает и погибает Анвар Картаев. От актера глаз не оторвать: все его размышления / рассуждения / переосмысление / принятие проходят перед нами. Его персонаж не перестает рефлексировать и переживать ни на минуту. Мы погружаемся в мир Грегора — мир маленького человека. Его и без того ограниченный мир рушится после превращения, становится еще более ограниченным — он заперт в чужом существе, остается только разум, мучительно пульсирующий и продолжающий перемалывать / объяснять новую реальность.
Художник-постановщик спектакля Мария Медведева (Санкт-Петербург) визуально ограничивает пространство Грегора: эта ярко подсвеченная рама как символ внезапно съежившегося мироздания главного героя, его персональная тюрьма, из которой нет надежды выбраться.
В противоположном конце сцены — рояль, там страдает и умирает Душа Грегора — второй главный персонаж спектакля. Композитор Руслан Волков делает музыкальный ряд таким же важным, как и эмоциональный заряд, посылаемый в зал Анваром Картаевым. Рояль грустит, пугается, бьется в конвульсиях, тихо плачет — и не принимает всего того, что происходит вокруг.
Все остальные персонажи бьются в конвульсиях вокруг нестандартной проблемы: как сохранить любовь к сыну и брату, если от него уже нет никакой пользы, а только все увеличивающийся клубок проблем. Расчеловечивание, происходящее на втором плане, еще более ужасает, ведь на первом остается одинокое страдающее сердце главного героя.