В театре драмы проходит Всероссийский семинар драматургов России «Авторская сцена-2016», участие в котором принимают молодые драматурги, режиссеры и театральные критики.
Семинар не только помогает авторам встретиться с театром и увидеть постановку своих пьес, но и знакомит зрителей с новыми именами. Помимо собственно репетиционного процесса прошел и мастер-класс Алексея Слаповского, который, правда, с ходу переименовал его в опыт-класс. Мастер-класс оказался интереснейшим разговором о теории построения пьес и о современном театре как новом явлении.
В мастер-классе приняли участие драматурги Тимур Боканча, Алексей Зайцев, Игорь Игнатов и Дарья Федосеева, показы пьес которых сейчас активно готовятся, а также режиссеры Ольга Лысак и Андрей Любимов, Секретарь СТД РФ, драматург Ксения Драгунская, театральный обозреватель Радио России Майя Романова и театровед, театральный критик Римма Павловна Кречетова, которую очень своеобразно представил Алексей Слаповский: «Римма Павловна Кречетова, присутствующая здесь и очень не любящая, когда говорят о ней…
В свое время, когда я только начинал писать пьесы, а было это бог знает когда давно… Она, посколько она сотрудничала с СТД, с Министерством культуры и так далее, она занималась тем, что писала рецензии на пьесы. Я знаю как минимум двух человек, у которых вот такие толстые папки с ее рецензиями хранятся. Я один из них, второй – Николай Владимирович Коляда, он же Коля Коляда. Мы с ним, когда переговаривались на эту тему… Сколько улыбок у нас было, когда мы читали похвалы в свой адрес, и сколько горьких слез мы пролили, читая, как нам казалось, уничижительные строки, не оставляющих камня на камне от наших гениальных пьес!»
Слаповский вспомнил о главных китах, на которых стоит пьеса: герой, конфликт и действие. Особенно сокрушался он, почему в современных пьесах герои глупее авторов: «Всем хочется быть поставленными, но, учитывая ничтожную вероятность этого события, можно в сущности не бояться ничего! Как мне продюсеры говорят, «да не бойтесь, не бойтесь, пишите любые умные реплики, режиссер все равно выкинет!»
В разговор о построении пьесы, важности ее структуры и динамики активно включились режиссеры. Только вот драматурги, ради которых это мероприятие и затевалось, сидели тихо и вопросов не задавали. А Алексей Слаповский между тем анализировал пьесы Чехова, Набокова и Вырыпаева, вспомнил абсурдистов, а потом обратился к Римме Павловне с просьбой прокомментировать и резюмировать свои слова. Я вот тут произошло самое интересное: Римма Павловна Кречетова повернула разговор совсем в другое русло, обратившись к драматургам с такими словами: «За последние три месяца я посмотрела 50 спектаклей, и не было ни одного спектакля, поставленного с сохранением всех усилий и знаний, которые в него вложил драматург. Потому что в современном театре существует другая властная сила, другие законы, которые совершенно спокойно вашу, ну, как бы сказать, вашу… трехчастную, одночастную… превратят в комок энергичный. Они сделают с вашей пьесой то, что захотят.
Театр – это та сила, которая все переделает по своему усмотрению. Раньше это была индивидуальность режиссера: он так видит. Теперь нет. Теперь театр – это мощное технологическое устройство, которое может подавить или наоборот поднять что угодно. Мы имеем дело сейчас с другим театром… Вам приходится работать в абсолютно новой ситуации, в которой ни одному драматургу прошлого работать не приходилось… В вас увидят материал! – и заключила, обращаясь к Дарье, Алексею и Тимуру. – Вы должны писать о том, от чего вам больно!»