19 ноября в рамках Третьего фестиваля имени О.И. Янковского на Малой сцене Саратовского театра драмы выступал Московский областной ТЮЗ с постановкой Николая Дручека по пьесе Кальдерона «С любовью не шутят», главную роль в которой играл ведущий актер театра Антон Афанасьев, выпукник СГК (мастерская А.Г. Галко), в прошлом актер театра драмы.
Сейчас в московском областном ТЮЗе закончился период скитаний по чужим площадкам, театр возвращается в Царицыно, в свое историческое здание напротив парка, 30 ноября состоится открытие после капремонта. С недавнего времени руководит ТЮЗом заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева, поэтому сейчас определяется направление, в котором будет театр работать. В работе – постановка «Первая любовь» по Тургеневу и музыкальная комедия «Леди совершенство».
Спектакль «С любовью не шутят» играется на малой сцене, «для него идеальна была бы арена, взгляд сверху, – рассказывает режиссер спектакля Николай Дручек. – Это спектакль-тренинг, работа с логикой барочного текста. Такой спектакль – это актерский станок, там есть игра, театральность».
Так получилось, что спектакль Московского областного ТЮЗа в фестивальной программе оказался на следующий день после Мастерской Петра Фоменко. Николай Дручек – ученик Петра Наумовича Фоменко, и мы увидели преемственность режиссерских методов в этом спектакле. Где они, дамы в каркасных платьях, кавалеры в пышных штанах и с непременной шпагой на боку? Где эти безумные страсти, высокопарные фразы? Впрочем, как раз последнее осталось на месте, только высокий штиль заменен ироничной игрой, а потому часто в зале слышен смех там, где автор вряд ли предполагал его услышать. Вместо шпаг герои грациозно фехтуют двумя пальцами, в беспокойстве о заблудших дочерях жуют валидол, по-ленински щелкают подтяжками… но не забывают нам напоминать, прерывая страстные монологи: «Испания, семнадцатый век!»
Буфет с посудой останется в воображении зрителей, равно как и балкон – кроме стульев на сцене нет никаких пост
оронних объектов, все внимание зрителей приковано к смыловым акцентам, движениям, жестам, пластике актеров. Диалоги, словно кастаньеты в фламенко, – страстные и гордые, но в то же время лукавые и насмешливые, эта игра внутри заложенной в пьесе интриги, дополнительный штрих – и классическая пьеса золотого века становится современной комедией, грациозной, искрометной и легкой. Браво!