Сегодня вечером в Саратовском театре драмы состоится премьера спектакля по пьесе Робера Тома «Восемь любящих женщин». Робер Тома – мастер комедийных детективов, имя которого никто не помнит, но фильмы, поставленные по его пьесам, знают все – «Ищите женщину», «Ловушка для одинокого мужчины». Все эти пьесы роднит одно – расследование преступления с непредсказуемой развязкой.
Восемь женщин (представительницы разных поколений одной семьи и две служанки) оказываются отрезаны от окружающего мира и заперты в доме с трупом единственного в этой семье мужчины-кормильца. Они безуспешно пытаются прорвать блокаду, попутно выясняя отношения и раскрывая интимные секреты. Вопрос «кто же все-таки убийца» становится немного вторичным по сравнению с распутыванием клубка семейных драм, а развязка — более чем оригинальной.
Режиссер спектакля Николай Покотыло по специализации режиссер музыкального театра, да и в послужном списке – сплошь постановки в музыкальных театрах, в том числе «Марица» в саратовской оперетте. Спектакль Саратовского театра драмы сложно назвать музыкальным. Да, музыка в спектакле есть – главной музыкальной темой этой истории станет музыка из фильма «Розовая пантера» о недотепе-инспекторе. Весьма яркие хореографические зарисовки Марины Суконцевой под этот мотивчик станут несомненным украшением спектакля – как виньетка на рукописи. Но вот драматизмом тут даже не пахнет. Режиссеру не удалось преодолеть довольно вялую и неубедительную драматургию пьесы. Здесь стоит вспомнить фильм великого Франсуа Озона «8 женщин», собравший целый букет наград не в последнюю очередь потому, что была проведена кропотливая работа со сценарием: все длинноты из пьесы были убраны, и наоборот, много подробностей было дописано, да каких! Их бы хватило на парочку мексиканских сериалов. Эти весьма «мыльные» детали не только добавили остроты и напряженности действию (весьма избыточной, гротесковой, но к этому режиссер и стремился, одна чернокожая горничная-лесбиянка чего стоит (нет, не хромая)), но и заполнили драматургические лакуны, оправдывая финальный выстрел. В пьесе оправдания этому выстрелу просто нет – ведь по сюжету Марсель и так знает про грехи каждого члена семьи!
Но вернемся к спектаклю. Ему бы стоило дать подзаголовок «Восемь прекрасных актрис», ведь именно на хрупких плечах народной артистки РФ Людмилы Гришиной, заслуженной артистки РФ Эльвиры Данилиной, Татьяны Родионовой, Зои Юдиной, Светланы Москвиной, Александры Коваленко, Екатерины Локтионовой, Анастасии Парамоновой и выезжает эта постановка.
Две горничные, за воплощение которых берутся Светлана Москвина и Александра Коваленко, становятся лакмусовыми бумажками, раскрывающими недостатки дам и мадемуазелей. Язвительность, небрежность и нарочитая вульгарность Луизы отражается в стервозности, холодности и эгоизме Габи (Эльвира Данилина). И внезапно окажется, что простушка Шанель за словом в карман не полезет… За внешней респектабельностью и благополучием этого дома скрывается много нелицеприятного. К слову о респектабельности, сценография и костюмы Юрия Наместникова поистине роскошны. За кричащей яркими обоями гостиной, пестрящей дамами в роскошных туалетах, зловеще чернеют силуэты голых деревьев. Оказывается, в этой обстановке одинаково легко срываются маски и с юной девушки, хранящей «страшную тайну» (Анастасия Парамонова), и с видавшей виды родственницы, выпрашивающей деньги у брата (Зоя Юдина в умопомрачительном клоунском парике).
Людмила Гришина в роли бабушки-любительницы приложиться к бутылочке, отчаянно охраняющей свои ценные бумаги, постепенно раскрывает свою героиню. С божьим одуванчиком в инвалидном кресле-каталке к концу спектакля произойдет радикальная метаморфоза, и станет понятно, у кого научились эти женщины думать только о себе, действовать в собственных интересах и никогда не высказывать своих истинных мыслей и намерений.
Но настоящей звездой вечера, без сомнения, стала Татьяна Родионова, воплотившая на сцене сестру-приживалку Габи. Кажется, палитра интонаций и полутонов в изображении Огюстины у актрисы поистине бесконечна, она не повторятся, каждый раз сражая зрителей на повал. И если в начале гомерический хохот раздавался в зале после каждой ее реплики, то ближе к концу зрители начинали смеяться авансом, понимая, что эстафета в диалоге переходит к старой деве, браво!
Екатерина Локтионова, романтическая, нежная Джульетта, радикально преображается в этом спектакле. Молодой актрисе все по плечу! Она мастерски воплощает младшую в семье, этакого enfant terrible, но приглядитесь-ка к ней повнимательнее, как она провоцирует окружающих, как вкрадчиво заставляет их идти на откровенность, и как преображается в конце!
Если вы любите французский юмор и шарм, замешанный на детективной начинке, то это знак: вам точно дорога в театр драмы.