В Саратове завершился Второй фестиваль «Уроки Табакова» | | Твой Саратов

В Саратове завершился Второй фестиваль «Уроки Табакова»

С 13 апреля по 22 апреля в Саратове проходил Второй культурно-образовательный проект-фестиваль «Уроки Табакова». В этом году фестиваль проходил в другом формате (из-за пандемии не планировались тренинги и мастер-классы), но все же состоялись лекции, встречи и спектакли. По уже сложившейся традиции мероприятия проходили не только в Саратовском театре драмы, но и в Театральном институте СГК, и в Театральном зале консерватории. Участники фестиваля не только рассказывали о своих «уроках Табакова», но и пригласили к размышлениям о современном театре. Это особенно важно, ведь в 2020 году саратовская театральная школа отмечала 100-летний юбилей, который из-за пандемии прошел мало замеченным.

Программа фестиваля была рассчитана, прежде всего, на студентов и преподавателей театрального института. Олег Павлович Табаков, имя которого постоянно звучало во время фестиваля, о проблемах и векторах театрального образования думал постоянно, неслучайно он и свою школу создал: мечтал о непрерывном образовании.

Условно всю фестивальную программу можно разделить на две части: образовательная часть — для студентов и преподавателей и сценическая — для зрителей.

Образовательная часть фестиваля исследовала современный театр, а точнее разные векторы его развития. За столь короткое время мы увидели и поразмышляли о том, как можно работать с классикой (от Пушкина до Достоевского), и о том, как развивается современная пьеса и документальный театр.

«Машалава»

Нужна ли актерской школе современная пьеса, или можно обойтись золотым запасом русской и советской драматургии, нужно ли работать над текстами, которые написаны сегодня и что они могут дать будущим актером. С этого вопроса началась образовательная часть фестиваля, но заданная тема красной нитью прошла через весь проект, так или иначе прозвучав буквально на каждом мероприятии.

Собственно, дипломный спектакль «Машалава» студентов мастерской Евгения Писарева школы-студии МХАТ  еще до лекции Павла Руднева, посвященной как раз современной драматургии, стал ответом на этот вопрос.

Павел Руднев

Театровед Павел Руднев на заявленный вопрос ответил категорично: студент должен пройти через все пьесы и классические, и современные. Более того, в школе-студии МХАТ они буквально погружаются в современную драматургию, участвуя в лабораториях современной пьесы, в том числе, в «Любимовке». В школу в качестве педагогов приглашаются драматурги, которые рассказывают студентам о том, как строится драма. И, понимая это внутреннюю драматургическую кухню, будущие артисты начинают лучше понимать разбор.



Дипломный спектакль «Машалава» — это результат свободного выбора студентов, которые получили картбланш — возможность менять пьесу по своему усмотрению. В результате выиграли все, и в первую очередь зрители: история Маши, «которая любила (или  нет) да не вышла замуж», становится попыткой понять поколение z, цифровое поколение, абсолютно беспомощное в личных отношениях. Безрезультатные поиски себя (в первую очередь через отношения с противоположным полом), беспомощность и ранимость главной героини (Елизавета Кононова), которая «ничего не понимает», но так отчаянно хочет найти себя в этом мире, сыграны так, что в какой-то момент забываешь дышать, глотнув крепчайшего экстракта боли и отчаяния, которые выплескиваются в зал.

Машалава

Театр.док

Вторая тема, предложенная к обсуждению на фестивале, — это место документального театра в образовательной технологии. Эта тема, пусть и вскользь, уже была затронута на первом фестивале «Уроки Табакова». О том, что в программе обучения студентов театральных школ включен вербатим, говорили и Виктор Рыжаков, и Константин Райкин (а студенты Райкина еще и показали результаты работы в технике вербатим на мастер-классе). Новый фестиваль подхватил и развил эту тему, уже утверждая декларативно, что документальный театр — обязательная ступенька в освоении актерской техники.

Начался разговор о документальном театре со спектакля впервые приехавшего в Саратов  «Театра.doc». Спектакль «Будущее.doc» привез режиссер Дмитрий Соболев, который и рассказал о технике и принципах работы театра.

Дмитрий Соболев

«Будущее.doc» — это спектакль, в основе которого лежат интервью с 50 подростками. Затем режиссеры «нарезают» и монтируют из фрагментов бесед аудиодорожку спектакля. В Саратове выступить в роли актеров были приглашены пятеро добровольцев, среди них оказались режиссер, журналисты, переводчик, то есть люди, не обученные актерскому мастерству. Дмитрий Соболев подчеркнул, что это обычная практика: спектакль представляют люди, которые хотят в этом поучаствовать. «Будущее.doc» сделан в технике вербатим в наушниках: «актеры» слушают аудиодорожку и тут же воспроизводят ее.  Стоит ли говорить, что мысли и чаяния подростков, их личные обиды и неудачи, их мысли и мечты, озвученные взрослыми состоявшимися людьми, начинают звучать особенно остро и значимо. Возможно, мы не услышали в этот вечер ничего нового (непонимание со стороны родителей, травля одноклассников, суицидальные мысли, поиски своего места в мире), и в то же время мысли и чувства этих анонимных подростков звучали особенно остро, будто впервые. Потрясающий опыт и для зрителей, и для актеров.

«Будущее.doc»

Вербатим встроен и в обучение актерскому мастерству. В школе-студии МХТ на 1 и 2 курсах будущие артисты (изучив теорию драмы), записывают вербатимы, а затем сами выстраивают пьесу. К теме документального театра обратилась и кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко в лекции «От театра документального у театру социальному».

Классика и современность

Игорь Яцко

Осмысление классики началось с моноспектакля «Уроки Пушкина» Игоря Яцко, ведущего актера, педагога и режиссера «Школы Драматического Искусства», а по совместительству ярчайшего выпускника саратовской театральной школы, неоднократно участвующего в наших фестивалях. Основатель театра Анатолий Васильев считал, обучение актерскому мастерству — процесс непрерывный и бесконечный, отсюда и название театра, и  то, что студийная работа в нем не прекращается никогда. Поэтому и Пушкин в контектсе образовательной программы фестиваля был очень актуален. Именно на нем учатся и студенты саратовской театральной школы, и первым «публичным» спектаклем на каждом курсе становится именно «Евгений Онегин». В моноспектакле звучали не только произведения Пушкина, но и воспоминания о том, как  Анатолий Васильев работал над его стихами  и размышления актера о своем опыте прочтения произведений великого поэта.



Еще два фестивальных вечера были посвящены переосмыслению классических произведений современным театром. И здесь на первом плане оказалась форма. Почему-то сразу вспомнился другой частый гость на саратовских фестивалях — Евгений Марчелли, который признался, что ему «очень нравится в сотый раз рассказывать всем хорошо известную историю. Мне хочется ее рассказать так, как ее не знает никто». Таким образом режиссер, который, как никто иной умеет находить новые смыслы в зачитанной до дыр классике, сформулировал кредо многих современных режиссеров и процессов, которые актуальны в современном театре.

Сторителлинг «Преступление и наказание» — попытка осмысления главного произведения школьной программы в новом жанре. В этом жанре как ни в каком другом на первом плане индивидуальность. Потому что очень многое зависит от того, кто прочел и теперь пересказывает Достоевского. Что рассказчик увидел в романе, как решил об этом рассказать, какие инструменты (даже на уровне лексики) при этом задействовал… Интересный опыт преломления большого романа в разговорном жанре.

О сценической части фестиваля: Сергей Безруков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова