В Радищевском музее откроется выставка «Великолепие российского священства»

С 18 апреля по 21 июля 2019 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева будет проходить выставка, посвященная образу священнослужителя в контексте русского церковного и светского искусства. В воплощении данного выставочного проекта приняли участие Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), Пугачевский краеведческий музей имени К.И. Журавлева, Саратовский областной музей краеведения и Музей истории Саратовской митрополии.

Образ священнослужителя, является частью церковного искусства и неотъемлем от русской культуры. В то же время, церковное искусство имеет свое назначение и свои особенности: внешняя выразительная форма неотделима от вероучительного содержания. Искусство Церкви – надмирно, выше всего земного, беспокойного и изменчивого. Именно поэтому, издревле были разработаны изобразительные формы, позволяющие показать глубину священнических образов. Так иконопись отрешает их от грубой материальности, вещественности, чисто земной красивости, от неуместной страстности художника и подводит к непоколебимому покою вечности. Более поздняя портретопись, отталкиваясь от реального изображения человека, стремится показать его соприкосновение с глубиной небесных тайн, а также передать на полотне живое христианское чувство. Произведения прикладного культового искусства нацелены на преображение пространства храма и акцентирование внеземного смысла богослужебного обряда.

На выставке представлен большой круг редких памятников XVI – начала ХХ веков. Значительную ее часть составляют иконописные произведения: это большие храмовые иконы, отображающие ключевые фигуры высокого иконостаса, а также иконописные образы известнейших канонизированных архиереев – святителей Афанасия Александрийского (ок. 295-373) и Иоасафа Белгородского (1705-1754), епископов Воронежских Митрофана (1623-1703) и Тихона Задонского (1724-1783) и многих других.

Внушительный раздел выставки составляют живописные произведения. Череду портретов открывают образы московских патриархов XVII столетия, а также митрополитов Санкт-Петербургских и Новгородских XVIII века. Местные архиереи представлены образами саратовских епископов Иакова (Вечеркова) (1792-1850), Евфимия (Беликова) (1813-1863) и Павла (Вильчинского) (1829-1908), а также портретом Амвросия (Морева), епископа Пензенского и Саранского (1785-1854), кисти известнейшего русского портретиста И.К. Макарова (1822-1897).

Непростую историю русской старообрядческой церкви, с которой была тесно связана и религиозная жизнь Саратовской губернии, открывает портрет архиепископа Московского и Всея Руси Иоанна (Картушина), предстоятеля Древлеправославной Церкви Христовой (1837-1915), кисти Н.И. Струнникова (1871-1945). Портрет настоящего митрополита Русской старообрядческой православной церкви Корнилия (Титова) (род. 1947) можно увидеть в монументальном историческом полотне художника С.Г. Серова (1948-2014) «Возращение» (2008).

Украшением выставки стали уникальные облачения и литургические ткани. Священническое облачение, формы которого сложились еще в древности, является символом благодатных дарований и нередко – произведением искусства. На выставке можно увидеть редкостную коллекцию тканей Пугачевского музея, жемчужиной которой является парчовая фелонь, подаренная одному из легендарных старообрядческих Иргизских монастырей императрицей Екатериной II. Обогатили выставку мемориальные облачения легендарных российских иереев – святого праведного Иоанна Кронштадского (1829-1908) и почитаемого архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) (1923-1993).

Эволюция искусства лицевой вышивки богослужебных тканей представлена от тончайшего шитья фрагмента пелены XVI века «Деисус» и декоративного воздуха «Положение во гроб» первой половины XVIII века до изделий современных мастерских Костромы, воссоздающих древние иконографии и технические приемы.

Весь круг уникальных произведений, собранных из многочисленных музейный коллекций, предоставляет редчайшую возможность вспомнить известнейших исторических деятелей Русской православной церкви и познакомиться с высокой художественной культурой православного богослужебного обряда, которая составляла значимую часть русского искусства.