Открытки и графика XIX-XХ веков из собрания Саратовского Радищевского музея, Саратовского областного музея краеведения и частных коллекций можно увидеть на выставке «Искусство в почтовом ящике» в Историческом здании музея на Радищева, 39 по 19 февраля 2023 года.
Безделушка на память, иллюстрированная карточка, друг экономии, отражение мира, мещанская гниль, художественный пустячок – все это об открытке, являвшейся на протяжении всего ХХ века распространенным средством общения, а также неизменной приметой праздника, вытесненной в наше время из обихода виртуальными коммуникациями вместе с другими формами письменной культуры.
Короткая история открытки – всего сто лет, возмещается её необычайной популярностью. Малый формат и простота оформления, привлекательная картинка и краткость послания сделали её на рубеже XIX–XХ веков доступной для громадной зрительской аудитории. Культура эпохи модерна одной из основных задач ставила эстетизацию быта. Как предмет повседневности почтовая открытка гордо несла высокую миссию формирования вкуса. Маленький кусочек картона с цветной картинкой быстрее других форм изобразительного искусства добирался до бесчисленных городов российской провинции, во многих случаях становясь заветной дверцей, открывающей дорогу в мир большого искусства.
С самого своего появления в России открытка стала предметом искусства и коллекционирования. Маститый И.Е. Репин, талантливый В.А. Серов, молодые А.Н. Бенуа и И.Я. Билибин задали необыкновенно высокий уровень художественного оформления открытого письма. Этому количественно небольшому, но важному сегменту прикладной печатной графики рубежа XIX–XХ вв. – авторской открытке посвящена выставка в Радищевском музее. Её основу составляют произведения оригинальной и печатной графики, выполненные мастерами объединения «Мир искусства», и художественные открытые письма, выпущенные издательством Общины святой Евгении.
Выставка представляет такие шедевры художественной открытки, как серия изящных виньеток «Дни недели» К.А. Сомова, виды Санкт-Петербурга М.В. Добужинского и О.П. Остроумовой-Лебедевой, сказочные девицы и молодцы И.Я. Билибина, серия «Игрушки» А.Н. Бенуа, пасхальные и рождественские пейзажи В.Д. Фалилеева, блистательные «портреты» животных В.А. Серова, маленькие бояре и боярышни королевы открыточного жанра Е.М. Бём (Саратовский музей краеведения), наполненные юмором иллюстрации к «Коньку-горбунку» П.П. Ершова работы А.Ф. Афанасьева.
Совместное экспонирование станковых работ и открыток показывает, как излюбленные сюжеты адаптировались художниками под специфический открыточный формат, становясь особым произведением искусства малой полиграфии. Сходные мотивы просматриваются в акварели «Окрестности Петербурга» и открытках автора первых отечественных иллюстрированных почтовых карточек Н.Н. Каразина. Любовь художницы А.П. Шнейдер к изображению цветов отражается в нежной акварели «Пионы» (Саратовский музей краеведения) и открытых письмах с гроздями рябины, кустом душистого горошка и львиным зевом. Творчество принцессы Евгении Ольденбургской – попечительницы общины сестер Красного Креста, при котором возникла Община св. Евгении, получившая название в её честь, представлено акварелью «Бедуин в пустыне» и открытками с умиротворенными морскими пейзажами. Сопоставление эскиза к открытке «Старики» из пасхальной серии и готового отпечатка приоткрывает дверь на художническую кухню А.Н. Бенуа, благодаря деятельности которого авторская открытка стала предметом большого искусства.
Важная особенность открытого письма как цельного художественного произведения – равнозначность иллюстративной и адресной сторон. В нем все было продумано: композиция картинки, шрифты, рисунок логотипа издательства и места для марки. Экспонирование обеих сторон предоставляет возможность оценить художественное оформление открыток такими мастерами, как Ф.Г. Беренштам, Е.Е. Лансере, С.В. Чехонин.
Открытое письмо – очень личное проявление жизни. На многих из них сохранились письменные послания, что важно – соотносимые с картинкой. На одной открытке с воспроизведением картины И.К. Айвазовского корреспондент сравнивает свою жизнь с одиноким кораблем в бушующем море, на другой, где изображен кутеж по-кавказски, желает веселого праздника. В большинстве письма коротки и бесхитростны, с понятными во все времена словами «Шлю Вам, друг мой, привет… как поживаете?.. у меня все хорошо… до скорой встречи», доносящие тепло и сердечность простых и очень важных человеческих отношений.