14 марта в залах Дома Павла Кузнецова состоится одно из самых ярких событий художественной жизни Саратова! Выставка «Герои неофициального искусства. 1960-1970-е годы» представит более 50-ти произведений живописи и скульптуры выдающихся русских художников ХХ века из собрания легендарного московского коллекционера Валерия Дудакова и его супруги Марины Кашуро.
На выставке будет настоящий «звездный состав» коллекции: философский Оскар Рабин — глава «Лианозовской группы», входивший в нее Лев Кропивницкий, друзья и единомышленники — Владимир Немухин и Дмитрий Плавинский, Николай Вечтомов и Лидия Мастеркова. Зрители увидят работы художников Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Михаила Шварцмана, чьи произведения давно заняли места в постоянных экспозициях крупнейших музеев. Удивительные рисунки и пейзажи Бориса Свешникова, произведения Юло Соостера, работы рано ушедшего, культового Анатолия Зверева и тонкого, трогательного Владимира Яковлева. Одни из лучших картин легендарных Михаила Шемякина, Вадима Сидура, Михаила Рогинского, Франсиско Инфанте и многих других.
Выставка станет не только демонстрацией первоклассных произведений самых известных и ныне востребованных у нас и за рубежом художников, но и знакомством с личностью Валерия Дудакова — коллекционера, ведущего активную выставочную деятельность. Его кредо — открытость и высокая степень доступности частных коллекций для широкого круга зрителей.
«Неофициальное искусство», нонконформизм, искусство подполья — все эти термины объединяют различные художественные группировки, течения и кружки, подвергавшиеся жесткой критике, цензуре, опале и гонениям со стороны официальных властей. Сам термин «неофициальное искусство» охватывает период с 1950-х по 1980-е годы, когда ярких и нестандартных художников обвиняли в формализме, «во внесоветском подходе», идеологическом разногласии с линией партии.
Даже у далекого от искусства обывателя до сих пор на слуху события выставки МОСХа, красноречиво разнесенной Хрущевым в 1962 году, «выставки двенадцати» в 1967-ом году в Москве, «бульдозерной выставки» 1974 года, групповой выставки в ДК им. Газа в Ленинграде, когда зрители за сутки занимали очередь, чтобы на ограниченное время попасть в экспозиционные залы. Там художники декларировали свои убеждения, героически отстаивали права на свободу творчества и самовыражения.
Их работы не приобретали музеи, не закупали и не выставляли. Все расходилось в основном по частным коллекциям. Тогда, в начале 1970-х, молодой искусствовед вместе с супругой увлеклись коллекционированием живописи и графики, в том числе и своих современников. Валерий Дудаков сам, безусловно, является одним их героев советской эпохи с репутацией надежного партнера, тонкого знатока и человека с безукоризненным вкусом.
Собрание Валерия Дудакова обширно и уникально. Оно включает практически все яркие имена советского андеграунда. Выставка в Радищевском музее станет уникальной возможностью увидеть всех героев в одном экспозиционном пространстве.