В ТЮЗе проходит десятая юбилейная лаборатория-фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота». Лаборатория подарила эскизы спектаклей для подростков, что ценно само по себе, ведь именно эта аудитория (с 11 до 15 лет) испытывает недостаток в общении с театром. И не потому, что не ходит, а потому, что постановок, адресованных этой аудитории практически нет. И большая удача, что случились в лаборатории удачные работы («Четырнадцать плюс» и «Animal Lounge, или Все тайное становится явным»), остается надеяться, что театр вернется к ним в будущем и обогатит свой репертуар постановками для этой непростой аудитории.Дмитрий Мамонов. 14+

Первый эскиз подготовил санкт-петербургский режиссер Семен Серзин по пьесе Владимира Антипова и Алексея Забегина (основатели санкт-петербургского альтернативного театра социальной адаптации «Организмы») «Четырнадцать плюс». Пьеса (кстати, тоже «лабораторная» работа) до этого момента ставилась авторами, так что это двойная премьера. Спектакль о четырнадцатилетних подростках – семь дней из их жизни, которые могли бы быть и месяцем, и одним днем, так неразличима грань между ними, только по титрам понимаешь, что наступает следующий день. В этот период кажется, что время тянется медленно, а каждое незначительное событие может из трагедии мирового масштаба мгновенно перейти в разряд незначительных.  Подростки (а их играют студенты курса Р.И. Беляковой Ярослав Тимофеев, Дмитрий Мамонов, Анастасия Тараненко и артисты ТЮЗа Александр Степанов и Анастасия Бескровная, все роли без исключения  – отличная работа) балансируют в этой зыбкой реальности, пытаются найти себя, свое будущее. Интересная сценографическая метафора здесь – раскачивающиеся конструкции, по которым передвигаются артисты.Жанна Волошина и Юрий Ошеров. Бесконечный апрель

Настоящим праздником стал эскиз спектакля по пьесе Ульриха Хуба (он знаком нашим юным зрителям по спектаклю «У ковчега в восемь») «Animal Lounge, или Все тайное становится явным» в переводе и постановке Екатерины Гороховской. Замечательные спектакли Екатерины саратовские зрители давно оценили по достоинству, и этот эскиз не разочаровал. Сыграло все: блестящий смешной текст, музыкальное оформление и яркие запоминающиеся образы, созданные артистами ТЮЗа: хитроумный обворожительный Лис (Артем Яксанов), взбалмошная говорливая гусыня (Виктория Шанина), вещающие в один голос близняшки-овцы (Ольга Лисенко и Кристина Топчева), глуповатый Тигр с манией величия (засл. артист РФ Илья Володарский), флегматичный соня Панда (Михаил Третьяков), нервная Обезьяна (Алексей Чернышев) и деловитый Пес (Артем Кузин). Звери в опустевшем аэропорту в ожидании рейса – зарисовки из жизни людей, очень точно, с юмором и стилем сделанные, браво!Манюня

Эскиз спектакля по пьесе «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович (читка которой состоялась на предыдущей лаборатории) был предложен для обсуждения режиссером Антоном Маликовым. Долгая жизнь одного человека в старой квартире. Голоса актеров звучат в записи (этот прием используется всегда, когда речь идет о прошлом), а у нас на глазах происходит пантомима, Веня (народный артист РФ Юрий Ошеров), уже смертельно больной, мучительно проживает свои воспоминания. Зрительный зал наполнен запахом апельсинов: его давит в руке потерявший надежду главный герой, а затем Галя, его жена (заслуженная артистка РФ Ольга Кутина) яростно пропускает их через мясорубку, в которую потом отправится и подкассетник, с треском ломающийся. Лавина этих сильных образов накрывает зрителей, быть может, с болью и отчаянием даже перебор, именно поэтому во время обсуждения эскиза мнения разделились. А мне показалась интересной мысль, услышанная после спектакля. Одна из зрителей сказала, что хорошо бы из этого сделать аудио-спектакль. В самом деле, запись настолько эмоциональна и выверена, что хочется, чтобы как можно больше людей могли услышать эту тонкую прекрасную пьесу в талантливом исполнении.

На грани буффонады получился эскиз «Манюня» (роман Наринэ Абгарян, инсценировка Юрия Суходольского, постановка Евгении Никитиной). Комические сценки из жизни двух девчонок в далеких 80-х преподнесены настолько карикатурно и утрированно, что порой это мешает, ведь лирическая составляющая пьесы очень велика, и ее поддерживают и укрепляют замечательные актерские работы Ирины Протасовой и Анны Богдановой. Но об их головы разбиваются яйца, они вымазывают друг друга в пене для бритья, и нет конца этой физической неловкости, скрывающей другую неловкость и смущение – от впервые переживаемых незнакомых чувств, от неуклюжего стремления познать этот взрослый мир. Великолепны и заслуженный артист РФ Валерий Емельянов, и Алексей Кривега в женских ролях – взрывы хохота в зале тому подтверждение. Удивительный литературный материал и интересная режиссерская работа.

Море деревьев«Море деревьев» – так называется эскиз по пьесе Л. Стрижак в постановке Артема Устинова, вызвавший бурную дискуссию после просмотра. Рассказ о том, как часто подростки, не находя себе места в реальном мире, уходят от него, порой ломая свои жизни, о родительских ожиданиях, которые обычно не оправдываются. Агрессивность и безапелляционность некоторых критиков просто поразила, а подростковая аудитория оценила спектакль. Интересны режиссерская интерпретация довольно спорного текста и работы Валерии Головкиной (студентка СГК), Андрея Коренева, Антона Щедрина и заслуженного артиста РФ Александра Федорова.

Эскиз постановки режиссера Риккардо Марина пьесы Деборы Зои Лауфер «Последние дни» рассказал нам историю простой американской семьи, где отец много лет спустя переживает трагедию 11 сентября, мать ждет Апокалипсис, а дочь протестует против поведения родителей по-своему. Но вот появляется Нельсон, странный подросток, не вылезающий из костюма Элвиса, и все они обретают новый смысл жизни. Прекрасные актерские работы скрасили банальность основной идеи, что надо жить здесь и сейчас, не оглядываясь в прошлое и не ожидая Апокалипсиса.Евгений Сафонов и Анна Соседова. Банка сахара

Завершением творческого этапа лаборатории стала работа режиссера Алексея Логачева «Банка сахара» (пьеса Таи Сапуриной). По итогам прошлогодней лаборатории спектакль Алексея Логачева «Отрочество» вошел в репертуар театра. Новый эскиз не оставил сомнений, что пополнит репертуар, об этом сказал и худрук Юрий Петрович Киселев, и зеленые карточки, которые зрители бросали в коробку для голосования, говорили сами за себя. История человека, живущего в изоляции от внешнего мира, рассказанная без надрыва, с юмором.  Алексей вновь показывает нам мир фантазий главного героя: вампиры, порождение его воображения и воплощение вселенского зла, которое поджидает за дверью). Тонкая, проникновенная работа Евгения Сафонова заставляет уйти с головой в странный мир главного героя, а Елена Краснова и Анна Соседова виртуозно раскрасят яркими красками его серую действительность. Что ж, ждем с нетерпением премьеры!

Отдельное слово хочется сказать о студенческих работах. Мы уже видели пять дипломников этого курса, но в лабораторных спектакля студенты проявили себя особенно ярко. Магия «Четвертой высоты»? Евгений Рощин и Валерия Головкина, Дмитрий Мамонов и Валерия Ерошенко, Ярослав Тимофеев и Михаил Емельянов – браво!

Кроме эскизов, в «лабораторные» дни состоялись читки новых пьес Ярославы Пулинович «Хор Харона» и Михаила Бартенева «Макарова месть». Алексей Слаповский прочел пьесу «Веселое море» (инсценировка «Веселого мореплавания Солнышкина» В. Коржикова).

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

спектакли, выросшие из лабораторных эскизов

на Малой сцене ТЮЗа Киселева

 

1 декабря 2014 года в 18-00

Елена Исаева «Про мою маму и про меня» (12+)

Режиссёр: Мария Романова

 

2 декабря 2014 года в 18-00

Мартин МакДонах «Королева красоты» (16+)

Режиссёр: Андрей Санатин

 

3 декабря 2014 года в 18-00

Виктор Ольшанский «Зимы не будет» (12+)

Режиссёр: Екатерина Гороховская

 

4 декабря 2014 года в 18-00

Ульрих Хуб «У ковчега в 8» (6+)

Режиссёр: Сигрид Стем Рейбо

 

5 декабря 2014 года в 18-00

Ярослава Пулинович «Наташина мечта» (16+)

Режиссёр: Дмитрий Егоров