В саратовском ТЮЗе состоялся показ моноспектакля Театра ан дер Паркауэ (Берлин) «Урсель» по пьесе Ги Крнета в постановке Кая Вушека.

Шестилетней Урсель (Элизабет Хекель) живется несладко: в ее семье процветает культ погибшего брата: трехлетний Урс выпал из окна. Девочка не до конца осознает, что родители обкрадывают ее, она просто превращает все траурные ритуалы в игру. Поливать цветочки на могиле брата, надевать красивое черное платье в день траура, зажигать свечи, петь песни – это с одной стороны. А с другой – постоянно слышать о том, каким идеальным ребенком был Урс, ведь он не ел картошку фри, съедал овощи и просил добавки, убирался в своей комнате! Урсель пытается завладеть вниманием родителей, но тщетно. Нарастающее негодование маленького ребенка автор пьесы передает особым ритмом текста: она все чаще начинает повторять слова, и эти повторы (которые мы слушаем без перевода) становятся все ожесточеннее, хотя и звучат по-детски беспомощно. Элизабет Хекель для изображения маленькой девочки не использует ни один очевидный прием: она не разговаривает писклявым голос, не картавит, не растягивает гласные, – но  ее живой, по-детски пытливый взгляд, умение радоваться здесь и сейчас, превращать все самые печальные ритуалы в игру буквально завораживают зал, который, забыв обо всем, сопереживает с первых минут действия.

Однажды Урсель решит проучить своих родителей, инсценировав собственную гибель. Она спрячется за шкафом и уснет, правда, поймем мы это не сразу. Драматический спектакль в этот момент превратится в яркое шоу: Урсель лихо закуривает и отбивает чечетку, рассказывая о том, что она наконец-то смогла превзойти Урса, ведь ее надгробие в два раза больше, а родители теперь думают только о ней!

Сценография спектакля (художник Анжелика Веде) по-современному минималистична. Серебристый дождь, в который постоянно ныряет Урсель, символизирует родительскую боль утраты, это и стена, которая мешает маленькой девочке получить так необходимое ей внимание самых важных в ее жизни людей, и единственный антураж ее небогатой на события жизни. И какое облегчение испытают зрители, когда в конце спектакля эта мишура раздвинется, а ребенок наконец получит заслуженное место в жизни своей семьи.

Творческому коллективу удалось создать тонкий, ироничный, веселый и очень пронзительный спектакль на тему, о которой сложно говорить, — о смерти и отношении к ней, об огромной детской потребности в любви и внимании со стороны взрослых. Можно только позавидовать немецким подросткам и пожелать скорейшего появления в репертуаре нашего театра спектаклей, которые будут говорить с ними о самом важном.

А 14 ноября саратовцы увидят спектакль «Каменоломня» по Вернеру Фритчу.