В ТЮЗе состоялась премьера дипломного спектакля студентов СГК по пьесе Максима Горького «Последние» в постановке руководителя курса, народной артистки России Риммы Беляковой. С первых минут становится ясно, что мы смотрим спектакль не о далеком революционном прошлом. Хроника начала XX века на экране вдруг сменяется знакомыми современными кадрами – плотно закрытые щитами ряды, каски… майдан!

История одной семьи в смутное время, время, когда каждый должен сделать свой выбор. Перед нами семья Ивана Коломийцева, дворянина, ставшего полицейским, – брат, жена, пятеро детей – выстрел в отца запустит череду событий, и каждый из них, как шкатулка с секретом, раскроется в свой черед.

Деспотичный, жестокий отец (Михаил Емельянов), непрерывно требующий к себе уважения, в своей беспринципности зайдет далеко, ради чина исправника загубит молодую жизнь. Его старший сын Александр (Ярослав Тимофеев) хорошо усвоит папенькины уроки и с воодушевлением строит планы на будущее. Этой же дорогой пойдет и Надежда (Анастасия Бурмистрова) вместе с мужем (Вячеслав Мидонов) – только расчет, без сантиментов и глупых привязанностей. Эта четверка просто завораживает цинизмом и практичностью, на их фоне остальные персонажи выглядят простодушными глупцами. Их протест (безвольный и тихий у брата Якова, злой и колкий у Любови, бурный, но беспомощный у Веры и Петра) вызывают только усмешки, циники продолжают править бал, не принимая во внимание ничего, кроме собственной выгоды. Становится понятно, что из этого замкнутого круга выхода только два – умереть или погубить душу. «Мы жертвы этого ужасного времени», – уверены герои Горького. Наверное, так проще считать. На самом деле трагедия этой семьи в том, что порядочность бессильна, если она только в мыслях, а не в поступках.

В очередной раз убеждаешься в актуальности русской классики. Казалось бы, от времени Горького, а тем более, Достоевского и Салтыкова-Щедрина нас отделяет пропасть. Но нет, несмотря на технический прогресс, человечество не умнеет, повторяя одни и те же ошибки, не меняется и человеческая натура. Параллель с современными событиями настолько очевидна, что становится не по себе, история повторится, и брат пойдет на брата? Изменив концовку пьесы, режиссер вместо ответов скажет эти правдивые и горькие слова о нашем времени, чтобы жить дальше. А нужно ли говорить правду, или она бесполезна, стоит ли действовать – каждый решит для себя сам, и из этой пестрой мозаики сложится очередной виток истории.