Вчера в Саратовском ТЮЗе премьерой спектакля «Снежная королева» в постановке народного артиста России Юрия Ошерова начался юбилейный 100-й сезон. Пьеса  по сказке Ганса Христиана Андресена, написанная замечательным писателем Евгением Шварцем, легла в основу одноименного фильма и давно разошлась на цитаты. Опираясь на эту хрестоматийную вещь, режиссер создал новую версию старой сказки. Евгению Шварцу, автору «Обыкновенного чуда», «Тени», «Дракона» — глубоких философских сказок, которые были интересны, в первую очередь, взрослым, — в «Снежной королеве», написанной для детей, удалось преодолеть хрестоматийность материала, создав яркий, запоминающийся текст о чудесах, которые творит любящее сердце.

На сцене ТЮЗа Юрий Ошеров создает новую современную версию старой сказки. Начинает спектакль пара антре — Рыжий и Белый клоуны, — правда, это пара-перевертыш, потому что Белый здесь обижает Рыжего. Но это противоречие здесь неслучайно, ведь Белый и Рыжий на самом деле наши старые знакомые — Советник и Учитель. Тот самый господин советник, который служит Снежной королеве, в этой роли Алексей Кривега неподражаемо зловещ, холоден и расчетлив. Его визави — прямой противоположности злодея (роль Рыжего исполнил Михаил Третьяков) предстоит постоянно помогать и выручать Герду и Кая.

Первая реприза – первое противостояние Добра и Зла, правда, пока на шуточном уровне. По ходу действия конфликт будет углубляться, расти, но каждый раз заканчиваться каким-нибудь фокусом (кстати, постановкой фокусов в этом спектакле занимался заслуженный артист РФ Сергей Щукин). Именно эти фокусы не позволят создать тот драматизм, который присущ путешествию Герды в поисках Кая, пара клоунов все низведет до уровня буффонады, и никакие старания Белого уже не помогут – он пугает, а нам не страшно. Здесь-то и кроется противоречие: усложняя конструкцию действия двойными масками, которую, возможно, непросто будет понять младшим школьникам, потеряли глубину в угоду необычной форме, что не позволит заинтересовать аудиторию 10+, на которую был рассчитан спектакль. Кстати, развязка тоже сделана в духе спектаклей для совсем маленьких: солнечный луч из коронного номера Олега Попова здесь становится новым персонажем, с которым Рыжий будет играть и который поможет Герде растопить сердце Кая и вспомнить свой дом. Вполне сказочный прием, никаких философских глубин и обобщений. И это, пожалуй, единственный просчет спектакля.

Спектакль очень зрелищный. Художник-постановщик Михаил Гаврюшов создает трасформирующиеся декорации. Огромная глыба льда станет и тайными дворцовыми переходами, и логовом разбойников с загоном для оленя, и царством Снежной королевы. Кстати, сама героиня, вынесенная в заголовок, будет везде и нигде, как Гудвин, Великий и Ужасный, — множество глаз, наплывающих и исчезающих, огромных и разноцветных (видео Андрея Лапшина). По давней тюзовской традиции, которая в последнее время немного подзабылась, в этой премьере много песен, написанных для спектакля Сергеем Ткачевым.

Трогательная в своей преданности Герда (Ольга Самохина), заботливая, с достоинством противостоящая Белому бабушка (народная артиста РФ Светлана Лаврентьева), коварный, но незадачливый король (неповторимый Валерий Емельянов, заслуженный артист РФ), очаровательная в своем наивном величии Принцесса (Ольга Лисенко), искрометная пара Атаманша-маленькая разбойница (Марина Лучкова и Александра Карельских), благородный олень (Артем Яксанов) – целое созвездие интересных образов создают в этом спектакле артисты ТЮЗа, осколки льда не раз закружат, затанцуют героев снежной вьюгой (хореография Алексея Кривеги), а значит, юным зрителям спектакль обязательно понравится.