6 сентября в саратовском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера: спектакль, ставший победителем 9 творческой лаборатории почти год спустя вошел в репертуар театра. Теперь у непростой подростковой аудитории появилась возможность увидеть как в зеркале самих себя и задать порой неприятные, но очень важные вопросы вместе с героями «Отрочества». Повесть Л.Н. Толстого адаптировала к сцене Ярослава Пулинович, а постановку осуществил Алексей Логачев.

В светлый мир Николеньки Иртеньева врывается боль утраты – умирает мать. Трагические события становятся индикатором несовпадения самых главных жизненных ориентиров Николеньки и окружающих. Под причитания Мими заколотят окно, в котором в начале появляется мама Николеньки, как крышку гроба, мы вздрогнем, а страдания несчастного мальчика, который желает, что все-все были счастливы, только начнутся. Его осуждают за то, что «неправильно» реагировал на похороны матери, а он лишь тщетно пытается жить по-прежнему. «Какой же ты все-таки гадкий стал, брат», – прозвучит приговор или диагноз – и Николеньке останется только искать спасения в своих фантазиях, потому что реальная жизнь никак не хочет принять его, такого странного и непохожего на других. Сцены из жизни  семьи Иртеньевых рассказывают историю гадкого утенка, но достанет ли сил у него превратиться в лебедя, мы не узнаем.

Алексей Логачев ввел в ткань спектакля параллельный мир, мир фантазий и грез Николеньки, этот мир врывается с первых минут спектакля в образе трех забавных белых зайцев и одно синего – мечты о любви. Эти зайцы превратились чуть ли не в центральных персонажей спектакля. Белые, плюшевые, неуклюжие и забавные, как любимая игрушка, которую ни на минуту не выпускаешь из рук, которую обязательно надо взять с собой в постель, когда остаешься один на один с темной комнатой и необходимостью спать или когда наказан и хочется горько поплакать от несправедливости или невозможности объяснить свой поступок. Что может быть надежнее и ценнее плюшевой игрушки! И долговечнее – когда забыты солдатики и машинки, заяц все еще будет лежать рядом и оберегать своего маленького хозяина. Они не дадут заскучать на уроке истории, «помогут» разбить флакон брата, в общем, будут верными друзьями одинокому Николеньке.

Спектакль задает множество вопросов. Как правильно воспитывать детей? Какие могут быть деликатные чувства, если употреблять розгу? Почему люди не принимают, а чаще всего травят непохожих на них? Как выживать в мире, где тебя никто не понимает? Однозначных ответов ни на один вопрос мы не получим, ведь они вечны, как и природа человеческих отношений, в которых всегда побеждает сильный, а не правый.

По количеству актерских попаданий в цель этот спектакль – абсолютный рекордсмен. Засл. артист РФ Валерий Емельянов создаст милого и доброго Карла Ивановича и холодного мерзавца Сен Жерома, Михаил Селиванов очень точно покажет блестящую светсткость и пустоту Володи, а великолепные добродушные зайцы как в страшном сне превратятся в жестоких Сережу и Дмитрия и несчастного Иленьку (браво, Владимир Егоров, Артем Яксанов, Александр Тремасов!). Но самая яркая удача, несомненно, – Николенька в исполнении Руслана Дивлятшина. Доверчивость и доброта, открытость миру, который этого не ждет, и неспособность себя защитить, и в то  же время нежелание покоряться несправедливости. Этот Николенька проникнет и надолго поселится в наших душах, а значит, мир вокруг станет чуточку добрее.

Зайцы покинут Николеньку и нас на время: ведь он получит возможность пообщаться с мальчиками на дне рождения бабушки. Казалось бы, друзья найдены, фантазии прочь, вот она, реальная жизнь! И Синий зайчик превратиться в милую Сонечку… Но и здесь Николеньку поджидает череда разочарований: в первой любви, в дружбе и даже в себе. Такой тонкий и страдающий от недопонимания Николенька сам окажется способным посмеяться над более слабым – правда, сам же с ужасом это в себе обнаружит, и наверняка этот горький привкус стыда останется с ним на всю жизнь. После такой прививки общения зайцы-мечты вновь вернутся к нашему незадачливому герою, но ненадолго. Режиссер не оставит Николеньке его хрупкий придуманный мир – прозвучавшие выстрелы не дадут ему укрыться от действительности, вот только выстоит ли он под ее натиском?