В Саратовском театре юного зрителя начался новогодний марафон: спектакль «Черная курица, или Подземные жители», поставленный Артемом Кузиным, ждет своих зрителей.

Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», наверное, известна всем. ТЮЗ по-своему рассказал эту историю. Мальчик Алеша учится на офицера, спасает приглянувшуюся ему курочку Чернушку, на поверку оказавшуюся министром подземного королевства. В награду за смелость мальчик получает волшебное зернышко, благодаря которому может больше никогда не учить уроки и знать больше всех. Только вот эта сверхспособность очень портит доброго мальчика. Но, в отличие от классического произведения, всех нас ждет оптимистический финал.

Сценография Софьи Злобиной при всем своем минимализме помогает быстро перемещаться из мира Алеши в подземный мир, особенно эффектно это происходит, когда герои заходят в шкаф и сразу же оказываются на экране, который по совместительству является и классной доской. А яркие костюмы, придуманные Ольгой Колесниковой, довершают сказочные превращения.

Чернушка (курица и министр) в исполнении Алексея Кривеги – лукавый (чего стоит одна его усмешка) и мудрый наставник, который возвращает на землю ставшего очень заносчивым Алешу (превращение из доброго мальчика, очертя голову кинувшегося спасать своего друга, в зарвавшегося умника очень точно сыграл Александр Степанов). Есть в Чернушке Алексея Кривеги и толика мефистофельщины, он словно проверяет Алешу, давая ему безграничные возможности, но с благородством уже человеческим дает мальчику возможность исправиться. Безупречная пластика Алексея (кстати, он в очередной раз стал хореографом спектакля) довершает целостность образа.

В спектакле целая вереница замечательных актерских работ. Алексей Карабанов – учитель, который терпеливо выслушает даже самые абсурдные претензии и всегда найдет доброе слово для нахального ученика, ценящий знания и верящий в идеалы, браво! Впрочем, помимо образов в реальном мире актеры быстро и убедительно перевоплощаются в жителей подземного королевства. Михаил Третьяков и Ирина Протасова – меткие зарисовки бюрократов от образования и веселые подземные жители. Вообще, в лице Михаила Третьякова (выпускник мастерской народной артистки России Татьяны Кондратьевой) театр приобрел не только талантливого артиста, но и композитора. Песня, ставшая лейтмотивом постановки, моментально запоминается, что является первым признаком шлягера. Здесь только остается посетовать, что в спектакле звучат всего лишь две песни, хотелось бы больше, ведь музыкальные номера всегда были визитной карточкой ТЮЗа, а песни из разных спектаклей (начиная с «Золотого ключика» и «Маленькой Бабы Яги» и заканчивая «Старосветской любовью») помнятся до сих пор.

«Черная курица, или Подземные жители» — это программное произведение для учеников 5(!) класса, ведь проблематика в нем нешуточная, не говоря уже про упоминаемые в спектакле параллельные прямые и российскую горнодобывающую промышленность (об этом спрашивает учитель). Вот поэтому маленькие детки, которых родители привели на елку, либо громко задавали вопросы (кстати, ответа, что такое параллельные прямые, я так и не услышала), либо начинали попросту шуметь – содержание спектакля явно было им не понятно. И это не упрек спектаклю, просчет в том, чтобы сделать из этой постановки новогоднее шоу с рейтингом 6+. Содержание постановки ориентировано на тех, кому за 10). Хочется пожелать спектаклю долгой жизни на тюзовской сцене, и громко крикнуть «браво!» его создателям и труппе. В репертуаре театра появился еще один замечательный, глубокий спектакль для подростков.

Кинокомпания Marvel наполнила наш мир супергероями и суперзлодеями. Причем настолько плотно, что у нечитающих подростков картина мира складывается примерно так: если нужно справиться с организованной преступностью и навести порядок в городе – тут только Бэтмен нам поможет, если нужно спасти отдельно взятого человека – Человек-Паук, ну а от вселенского Зла нас защитит Бенедикт Камбербэтч, простите, Доктор Стрэндж. В этом придуманном мире, где спасения можно ждать только от людей, наделенных сверхъестественными способностями, простым смертным остается только сложить руки и ждать, когда их спасут. Мария Соловьева, автор инсценировки сказки Антония Погорельского, меняет основной нравоучительный посыл спектакля – для того, чтобы быть человеком, не нужны сверхспособности, нужно просто не предавать, не насмешничать, не гордиться etc. И вместе с ним самая депрессивная сказка в русской литературе становится позитивным и поучительным спектаклем для подростков, рассказывающим о том, что все в твоих руках: и оценки, и будущее, и даже подземные жители.