Михаил Селиванов и Дмитрий Мамонов31 октября в на планшете Большой сцены в Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Четырнадцать плюс» по пьесе Владимира Антипова и Алексея Забегина в постановке Семена Серзина. Таким образом, работа 11-й творческой лаборатории «Четвертая высота» закончилась премьерой по итогам юбилейной, 10-й лаборатории.

Уже само название определяет возрастную категорию, которую ждут на этом спектакле – подростки от 14 и старше, именно они являются главными действующими лицами этой пьесы. Авторы пьесы, молодые питерские драматурги,  признались, что писали по своим юношеским воспоминаниям. Оттого так достоверен язык этих современных школьников, которые постоянно и отчаянно ищут ответы на многие вопросы, проверяя на прочность себя, дружбу, первые увлечения.  Иногда разговоры этих детей вызывают улыбку (как напыщенно звучат некоторые фразы о суровости жизни, о смерти), но в тот же миг эти «серьезные» разговоры прервутся очередным рассуждением об отношениях с противоположным полом, а аура детскости разрушится безвозвратно. Эти метания от детской оторопи взросления к первым серьезным «взрослым» ощущениям очень чутко уловил режиссер, а потому они живут в спектакле не только на уровне текста.

Семен Серзин в этой постановке выступает не только в качестве режиссера, но и сценографа, и художника по свету. Это единство очень ощутимо, ведь буквально все здесь работает на содержание. Сценическое пространство представляет собой металлические конструкции, подвешенные на тросах. Именно по этим конструкциям передвигаются герои. Перекладины пружинят, раскачиваются, а Илья, Леша и Аня балансируют на них. То есть эти юношеские ощущения, что почва уходит из-под ног, что все в этом мире зыбко и шатко, транслируются буквально. По ним Леша (Дмитрий Мамонов) влезает на самый верх, «парит», свысока разговаривая со своим другом Ильей (Михаил Селиванов). Только два персонажа существуют вне этих конструкций – Марина (Дарья Доронина) и Денчик (Александр Степанов). Марина появится только в самом конце, а на протяжении всей пьесы существует только в видео-приветах на экране, а Денчик, компьютерный супермен, бредит наяву, практически приклеившись к офисному стулу – они не рефлексируют, не переживают, у них свой собственный мир, у Марины идеальный, у Денчика  больной. Подсвеченный розовым экран контрастирует с сумеречностью декораций, на нем отразится болезненное огромное лицо Денчика, потерявшегося в компьютерном зазеркалье. Актерские работы здесь очень тонкие, точные!

Отдельным героем спектакля стал саундтрек. Песни Александра Бянкина и группы «Не`мой фронт» по стилю удивительно соответствуют той наивной неловкости, с которой проживают день за днем эти подростки. Они, словно написанные персонажами этого спектакля, отражают неуклюжие попытки осмыслить и передать ту бурю неосознаваемых еще чувств, которые их переполняют.

Что ж, этот спектакль стал еще одной удачей ТЮЗа в борьбе за самого сложного зрителя – подростков старше четырнадцати лет, которые наверняка оценят эту постановку.