25 и 26 апреля в ТЮЗе состоялась внеочередная XIII творческая лаборатория по современной драматургии «Четвертая высота. Саратов документальный».

Как всегда, творческим процессом руководил директор Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр», заместитель директора Екатеринбургского ТЮЗа, драматург, театральный критик Олег Лоевский (Екатеринбург).

Вторая по счету в этом сезоне лаборатория проводилась в преддверии сотого театрального сезона и столетия театра, которое будет праздноваться в октябре 2018 года. Этими двумя солидными датами и было обусловлено сложное нестандартное задание: за две недели до начала лаборатории в ТЮЗе драматурги проводили интервью, изучали архивные материалы и писали пьесы в жанре документального театра. И, как обычно, приглашенные режиссеры за три репетиций подготовили эскиз спектакля, который и предлагался на суд зрителей.

Московский режиссер Александр Созонов создал бродилку по закулисью театра, а режиссёр Талгат Баталов и драматург Марина Крапивина из Москвы и драматург Ирина Васьковская и режиссёр Илья Ротенберг из Екатеринбурга на основе исторических фактов и записанных интервью создали два эскиза — «Переход» и «Все будет хорошо».

Наиболее цельным и драматичным оказался эскиз «Переход», и это целиком заслуга драматурга Марины Крапивиной, которая за столь короткое время сумели найти нестандартную тему – судьбы актрис-травести – и развить ее. И пусть в эскизе было много «лишних» моментов, которые не укладывались в заданное русло, возможно, из-за банальной нехватки времени, но он оказался динамичным, интересным и до последней минуты держащим внимание зрителя. Как всегда, на обсуждении было много споров, но в целом критики, специально приехавшие на лабораторию, были благосклонны.

В эскизе «Все будет хорошо», основанном на том же материале (некоторые отрывки из интервью совпадали буквально), к сожалению, был выбран неподходящий случаю тон: смешные и трогательные высказывания превратились в банальные гэги, что моментально почувствовал зал, смеясь по поводу и без.

А мы с нетерпением будем ждать результата зрительского голосования, по которому театр примет решение о судьбе представленных проектов.