Ирина Протасова8 декабря в саратовском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Я – Актриса?!.» по произведениям А.П. Чехова и А.И. Куприна в постановке заслуженной артистки РФ Елены Олениной. Будьте готовы: этот спектакль долго не будет вас отпускать, будет тревожить мысли, зародит желание долго спорить и обсуждать, возможно, вызовет сомнения, но абсолютно точно – равнодушным не оставит.

В основе инсценировки рассказы «Последний дебют» и «Allez» А.И. Куприна, «Трагик» и «После театра» А.П. Чехова и сцена из «Чайки». У всех этих произведений есть объединяющее начало – они об актерах, что и позволило  рассказать эти пять разных историй подряд, как одну. Начнется спектакль с шестнадцатилетней Нади Зелениной, а закончится Ниной Заречной из 4 акта. Но совсем не важно, как зовут героинь этих историй, не важно, что две из них трагически покончат с собой – история на этом не прервется, она продолжится, ведь это не история Нины – Нади – Маши – Гольской – Норы, это история Актрисы, беззаветно преданной сцене, театру, этому волшебному миру, в котором не каждый день праздник. Именно поэтому на сцене мы увидим только Актрису (Ирина Протасова), Актера (Антон Щедрин) и их Отражения (Ирина Искоскова и Артем Яксанов), антиподов, разрушающих их жизни, их счастье, их любовь.

Актриса расскажет нам несколько разных историй, она споет арию Татьяны из «Евгения Онегина», оживит висящие на стенах маски, перевоплощаясь в разных персонажей (актеров, актрис, отца-исправника), исполнит цирковые трюки… Ирина Протасова проживет в этом спектакле десятки жизней (десятки ролей), попробует себя в разных амплуа. Вот она наивная девочка в смешной вязаной шапке, решающая «взрослую» проблему – кому отдать свое сердце. Вот она убитый горем отец, внезапно сгорбившийся от потери и одиночества, и тут же – равнодушный подлец, польстившийся на деньги и недостойный преданности и жертв. Вот она прима, страдающая от неразделенной любви, но по привычке все же немного переигрывающая… Множество образов, и в каждом она убедительна. В двух действиях умещается  рассказ о целой жизни актрисы: роли сменяют друг друга, приобретаются новые навыки, все время вперед, не стоять на месте, не смотря на возможные неудачи и предательство… потому что самое главное – Театр.Артем Яксанов и Ирина Протасова

Артем Яксанов воплотит в спектакле дьвольскую сторону актерства. Особенно это удалось в образе клоуна Менотти. Показное величие и внутренняя пустота, пресыщенность вниманием,  равнодушие на грани жестокости – выверено каждое движение, каждый жест актера, даже при исполнении трюков на подвесе.

«Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души», – произнесет в самом конце спектакля Треплев, перенося нас в чеховскую «Чайку». Наверное, это ключевая фраза для писателя, в театре же, и этот спектакль не исключение, форма особенно важна. Именно с ее помощью режиссер разговаривает со зрителем, а по признанию Елены Олениной, она ищет для своих работ форму, которая будет притягивать детей к театру. Театр теней и масок, музыкальный театр и драматический, и, наконец, цирк – жанровое многообразие обеспечивает зрелищность и отделяет истории друг от друга.

Чувства и образы, реальный и вымышленный мир, сцена и жизнь – все это Театр.  А что вы увидите в этом спектакле – историю Актрисы, или истории о театре, решать вам.