прима-балерина и премьер Михайловского театра Ирина Перрен и Марат ШемиуновВот и закончился IV фестиваль «Звезды мирового балета в Саратове». В течение двух недель на сцену саратовского театра оперы и балета выходили примы и премьеры из разных уголков страны и мира.

Открытие фестиваля состоялось 12 ноября гала-концертом «Великие па-де-де мира. Контрасты». Этот вечер который год собирает аншлаги, ведь помимо того, что в течение 3 часов на сцену театра выходят признанные мастера танца, программа вечера удовлетворит самые разнообразные вкусы. Здесь и классические па-де-де из известных и совсем незнакомых российскому зрителю балетов, и отдельные номера, демонстрирующие современную хореографию. Взыскательная фестивальная публика оценила и нестареющую классику, и балетный авангард.

За четыре года фестиваль приобрел друзей и известность в балетных кругах. Так, супружеская пара Витторио Галлоро и Арианна Лафита Гонзалес, в этом году прима и премьер Национальной компании Рафаэля Паганини, стали постоянными участниками фестиваля. В их исполнении зрители увидели па-де-де из балета «Exсelsior», которое исполнялось на российской сцене впервые.

На прошлом фестивале фаворитом саратовской публики стал премьер Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» Досжан Табылды. На четвертом фестивале он вместе со своей партнершей Анель  Рустемовой в очередной раз продемонстрировал эмоциональность, пластику и великолепную технику в па-де-де из балета «Спартак» и «Каракоз» (также исполнялось впервые в России и было восторженно принято саратовской публикой).

Стоит сказать, что в этот вечер абсолютных фаворитов публики не случилось: театралы одинаково тепло встречали виртуозные выступления приезжих звезд и артистов саратовской балетной труппы.

Так, солистка Большого театра России Мария Мишина покорила виртуозной техникой и артистизмом в сольном хореографическом фрагменте «Dio». Аманда Гомес (Бразилия) и заслуженный артист России Михаил Тимаев (солисты Татарского театра оперы и балета) сорвали овации после исполнения номера «Поцелуй» в хореографии А. Могилева.

Все сольные выступления саратовских артистов были по достоинству оценены: Алексей Михеев и Юлия Танюхина, заслуженная артистка РФ Наталья Колосова, Кристина Кочетова и Александр Петриченко, а также заслуженная артистка РФ Вера Шарипова слышали благодарные аплодисменты и крики «браво!».

Настоящим подарком для ценителей балета стало выступление премьера Королевского театра «Ковент-Гарден», «второго Рудольфа Нуриева» Вадима Мунтагирова. В первом отделении он с примой-балериной Английского национального балета Дарьей Климентовой исполнил «Вальс» М. Мошковского, а во втором отделении уже в дуэте с Верой Шариповой — гран-па из балета «Дон-Кихот».

Второй вечер фестиваля стал сюрпризом — балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» был показан в версии Гонконг-балета, а в роли Одетты-Одилии и принца Зигфрида выступили бессменные участники фестиваля прима-балерина и премьер Национальной компании Рафаэля Паганини Витторио Галлоро и Арианна Лафита Гонзалес. Изюминкой этого вечера стал премьер театра «Кремлевский балет» Егор Мотузов, исполнивший роль  шута. С первых минут на сцене мощные прыжки артиста и яркие характерные штрихи к образу встречали аплодисментами.

Удивительный «Щелкунчик», украшением которого стали солистка театра «Кремлевский балет» Саори Койке (Япония) в роли Маши и премьер театра Михаил Мартынюк (его завсегдатаи фестиваля наверняка запомнили по яркому выступлению в гала-концерте два года назад) в роли Принца, стал центральным моментом фестиваля. Солисты «Кремлевского балета» подарили зрителям волшебную сказку с воздушной вязью пируэтов и взлетов-прыжков. Испанский  и восточный танцы в исполнении артистов саратовского театра были также по достоинству оценены публикой.

Следующий фестивальный день был полностью отдан саратовскому балету. Спекталь «Super «Золушка»» на музыку Сергея Прокофьева в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Кирилла Симонова – премьера нынешнего сезона – продолжает собирать любителей современной хореографии и нестандартный прочтений.

И завершающим аккордом фестивального марафона стал балет А. Адана «Жизель» с примой-балериной и премьером Михайловского театра Ириной Перрен и Маратом Шемиуновым. Роль девушки, лишившейся жизни из-за обмана возлюбленного, была виртуозно прожита Ириной Перрен. В первом действии балета герои претерпевают метаморфозы от первых проблесков чувства до разоблачения предательства. И сцена безумия и гибели становится в первую очередь проверкой на артистизм, которую солистка прошла блестяще. Ее парнер, которому испанский хореограф Начо Дуато доверяет  все первые партии в своих спектаклях, перехватил драматическую эстафету первого действия и во втором раскрылся в полную силу.

Фестиваль завершен, о планах на будущее рассказывает автор и руководитель фестиваля, лауреат всероссийских и международных конкурсов Николай Шиянов:

– Четвертый фестиваль завершился, и мы рады, что все, кого мы приглашали, приехали. Не помешала даже погода, которая принесла туман  и снегопад. Следующий фестиваль – пятый – уже маленький юбилей. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы он состоялся, и есть планы программу немного расширить и сделать то, что давно очень просят артисты балета – открытый мастер-класс со звездами мирового уровня. Обязательно в программу мы будем включать премьеру балетного сезона. Это тоже очень хорошо и показывает разные точки зрения на саратовский балет, также будут наряду со звездами выступать и саратовские артисты. Четыре года у меня не получается, на пятый очень хочется, чтобы приехала Гранд-Опера – балет французский, французского еще не было. В этом году Южная Корея не получилась – тоже должны быть. И очень хочется позвать уже и американский балет. Американский балет на сегодняшний день, в том числе из-за большого количества варягов, — это очень интересно и достойно того, чтобы показаться в Саратове, поэтому мы должны и дальше расширять границы, что и собираемся делать.

Будем расширять репертуар. Хотелось бы представить «Спящую красавицу» со звездами канадского балета. Но мы выбрали такое сложное время – ноябрь-декабрь, когда все звезды заняты в разных странах, разных проектах, фестивалях, конкурсах. И поэтому очень трудно привлечь, очень трудно договориться. Начинается все примерно за полгода-год: предварительные договоры. Премьеры балета Торонто «Спящую красавицу» танцуют великолепно, у них она идет в иной оригинальной трактовке,  я очень хочу, чтобы ее увидел Саратов.

Мы опять совпали с фестивалем «Context. Диана Вишнёва», которая труппы международные приглашает. Ну, мечтаю и саму Диану Вишневу с «Контестом» сюда пригласить. Планы есть, и на пятом будем удивлять.

Как проходил третий фестиваль читаем в материале Звезды мирового балета побывали в Саратове.