Вчера в Саратовском театре оперы и балета стартовал XXXI Собиновский музыкальный фестиваль, темой которого стали «Литературные шедевры в русской музыке».

Как всегда, открылся фестиваль концертной программой, в которой прозвучали редко исполняемые музыкальные произведения, соответствующие теме фестиваля, за дирижерским пультом — народный артист России Юрий Кочнев. Поздравить участников фестиваля и зрителей пришел губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

Начался концерт искрящейся радостью, стремительной увертюрой к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Помимо нее в первом отделении прозвучали произведения Н. Римского Корсакова: «Шествие князей» из оперы «Млада»  и лирико-эпическая кантата «Песнь о вещем Олеге» в исполнении Губернского театра хоровой музыки под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Людмилы Лицовой и хора театра (хормейстер Анна Вильперт). Виктор Куценко создал запоминающийся образ князя Олега: мужественный воин, способный искренне грустить о старом коне, принимающий свою судьбу, суровая печаль воинов на тризне по Олегу прозвучит в исполнении мужского хора.

В завершение первого отделения симфонический оркестр театра и группа концертного оркестра духовых инструментов «Волга-бэнд» исполнили симфоническую картину «Полтавский бой» из оперы «Мазепа» П.И. Чайковского. Все произведения, прозвучавшие в первой части концерта, воспевали силу и мужество, торжество русского духа. Эта тема сохранится и во второй части, но уже в ином, мистическом ключе.

Второе отделение в противовес торжественному, слегка пафосному первому получилось сказочным, магическим.

Музыка Альфреда Шнитке, написанная к фильму Юрия Кары «Мастер и Маргарита», последняя работа композитора для кино, открыла второе отделение концерта. Гениальные музыкальные зарисовки нашего земляка: тема Мастера и Маргариты (лирическая и печальная одновременно, в которой есть и звенящее одиночество творца, и любовь), тема Воланда со скрытой мощью и угрозой и продолжающий ее «Траурный марш» — потусторонний, с затаенным страхом, легкий «Фокстрот» и страстное «Танго». Но самое яркое впечатление оставило «Болеро» — вариации Шнитке на известное всем произведение Равеля, иллюстрация бала у Сатаны — бесконечное шествие мертвецов.

Сказочную тему продолжила симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

«Весенняя кантата» Г. Свиридова для хора и симфонического оркестра переосмысливает некрасовскую поэму «Кому на Руси жить хорошо».  Если бы не статичность и не абсолютно заполненное сценическое пространство, на котором уместились и симфонический оркестр театр оперы и балета, и два хора, здесь бы обязательно должен был быть хоровод: «Хорошо, светло в мире божием», это «Весенний зачин» завораживает своими повторами, как заклинаниями. Лирическая  «Песня» и прозрачная, напевная «Колокола и рожки», словно зовущая на широкий простор и затихающая вдалеке. И завершающая часть «Матушка Русь» — знаменитое «Ты и убогая, ты и обильная», затверженное еще со школы, — здесь наполняется совсем другими оттенками и интонациями. Радость и скорбь, любовь к Родине и сила русского народа -все переплетается в мощном звучании.

Логическим завершением концерта стал финал оперы «Руслан и Людмила».

Сегодня вечером состоится мировая премьера балета В.Кобекина «Вешние воды».

Программа XXXI Собиновского музыкального фестиваля.