В Саратовском театре оперы и балета состоялась премьера новой редакции оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Постановку осуществил московский режиссер Андрей Сергеев, дирижер-постановщик – народный артист России Юрий Кочнев.

«Летучая мышь» — пожалуй, самая известная и самая любимая и зрителем, и режиссерами оперетта. Комедия положений, яркие диалоги и запоминающиеся музыкальные темы, написанные самим «королем вальса», — три очевидных составляющих успеха этого спектакля. Постановка, которая больше 20 лет не сходила с саратовской сцены, получила новую жизнь, новое прочтение и несколько новых вставных номеров.

Генрих Айзенштайн (Павел Корчагин) устал от семейной жизни и ищет развлечений на стороне, вот только оказывается, что в погоне за новыми впечатлениями он снова влюбляется в собственную жену, неузнанную в образе Летучей мыши. Куда же он денется от ТАКОЙ жены? Розалинда заслуженной артистки России Ольги Кочневой, конечно, переживает из-за того, что муж ей уделяет недостаточно внимания, но факультативно. Этой даме нужно вести какой-нибудь тренинг «Как поверить в себя» или «Как вернуть непутевого мужа на место». Ни тени сомнений, ни грамма переживаний – она просто недоумевает, чем это занят ее «благоверный», но поколебать ее душевное равновесие мужу не удается. И знаменитый терцет «За что, о боже мой?» она исполняет скорее как прокурор, чем как обиженная жена. А в феерической сцене о собаке по имени Эмма, мастерски разыгранной Андреем Потатуриным (директор театра Фальк) и Павлом Корчагиным (муж Розалинды, Генрих Айзенштайн), она лишь молчаливый наблюдатель. Кажется, вот-вот Розалинда разоблачит лгунов, но нет, пусть самоуверенные мышки пока порезвятся, а кошка найдет на них управу.

За опереточную легкость и даже фривольность в этом спектакле несут полную ответственность эти два повесы – Фальк и Айзенштайн и, конечно, Оксана Колчина. Ее Адель – изящная, игривая, как шампанское. Простушка горничная превращается в кокетку-баронессу, с легкостью дающую отповедь Генриху в «Куплетах Адели».

Второе действие оперетты – пышное, красочное, праздничное, одно слово – бал-маскарад, и актерам именно здесь предстоит раскрыться. Как Розалинда манипулирует Генрихом, как Адель подтрунивает над Фальком, как хозяин праздника развлекает гостей – на сцене настоящий великосветский раут, где всего чересчур: и пышных нарядов (художник по костюмам Ольга Колесникова), и зеркал, и люстр (сценография заслуженного художника РФ Сергея Болдырева), и танцев, и флирта, и даже балета (польку виртуозно исполнят солисты саратовской балетной труппы Валентина Коршунова и Олег Иванов).

Андрей Сергеев признался, что уже имел опыт постановки «Летучей мыши» в Челябинске, и в Саратове его учел: оперетта выходит в сокращенном варианте, так как для нашего динамично меняющегося времени она слишком длинна: «Резал беспощадно!» При этом в саратовской постановке многое возвращено из первоисточника, например, лукаво заметил режиссер, первое действие вернули в будуар. Иоганн Штраус написал партию графа Орловского для женского голоса, меццо-сопрано, в XIX веке (и даже в XX-ом) композиторы часто так делали, это было в порядке вещей. Волю автора оставили неизменной: в премьерном показе партию графа исполняла  Марина Демидова, а 9 марта зрители увидят в этой роли Ольгу Дё. Главные партии 9 марта исполнят заслуженный артист Республики Коми Михаил Журков, заслуженная артистка России Татьяна Соболева, Надежда Федосеева и Александр Корнеев.

Режиссер отмечает, что главная трудность постановки заключалась в том, что эта пьеса рассчитана на первостатейных комедийных актеров. Но артисты саратовского оперного соответствуют заявленным стандартам! Даже в небольших ролях блистают и запомнятся зрителю Виктор Куценко (директор тюрьмы Франк) и заслуженный артист РФ Виктор Демидов (лакей/лесничий). Ну а главное признание публики – смех и аплодисменты – актеры и постановщики уже получили.