24 мая состоялась премьера оперы Вагнера «Риенци. Последний трибун». Постановку первой оперы Вагнера «Риенци» саратовский театр оперы и балеты приурочил к 200-летию немецкого композитора, которому посвящен XXVI Собиновский музыкальный фестиваль. Эта опера только дважды ставилась в России и не звучала уже 90 лет! Партия Риенци в виртуозном исполнении лауреата международных конкурсов Михаила Пирогова – одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре.

Кола ди Риенци, папский нотариус, выступает против патрициев и, получив поддержку народа, становится римским трибуном. В его сестру, Ирену (лауреат международных конкурсов Оксана Колчина), влюблен отпрыск патрицианского рода Колонна Адриано (Ольга Локоленкова), эту партию Вагнер по традиции театра XXVIII века отдал меццо-сопрано. Орсини и Колонна замышляют покушение на Риенци, но Адриано ради любви к Ирене предает своего отца и спасает трибуна. Риенци прощает виновных, это милосердие обернется против него: враги вновь выступят, народ пойдет за ним на битву, Орсини и Колонна повержены, но теперь Адриано будет мстить за смерть отца, а папский легат запрещает Риенци войти в храм, возмущенные римляне связывают Риенци. Проникновенно исполненная Михаилом Пироговым, звучит молитва верящего в правильность избранного пути трибуна. Ирена пробирается к брату. Адриано пытается спасти Ирену, но гибнет вместе с ними в огне.

Сократив почти вдвое оригинальную пятичасовую оперу, режиссер-постановщик Алексей Степанюк (Санкт-Петербург) добился необычной для этого жанра динамики. Современная версия классической оперы Вагнера играет на крайностях: гипертрофированный разврат, диковинные монстры, то ли сон, то ли явь. Яркий запоминающийся видеоряд ни на секунду не прекращает плести паутину мрачных образов. Пиршество цвета, игра теней, мощная музыка Вагнера с запоминающимися соло духовых, фантастические костюмы рассказывают о мире, в котором мы живем. Мире, где всегда люди стремятся к власти, где благими намерениями вымощена дорога в ад, а любовь и кровь так часто рифмуются, что это уже стало общим местом. Этот болезненный сюрреалистический коктейль цепко удерживает внимание, погружая в отчаяние: неужели всегда поиски справедливости заканчиваются трагедией?! Смирительная рубашка, в которую облачают Риенци, – закономерный итог, приговор для всех идеалистов. Только безумец может быть абсолютно свободен в этом безумном мире.

Жуткий карлик, молчаливый свидетель кровавых событий, с книгой в руках появляется и исчезает в течение всего спектакля. В его руки режиссер вложит спички: огонь уничтожает мир страха, ненависти и несправедливости, но из пламени выйдет ребенок, снявший ужасную маску, и ляжет с книгой на кровать. Маленькая копия Риенци, новый идеалист, круг замкнулся, история повторится, какие новые образы увидит он и как их воплотит в жизнь?