В Саратовском театре оперетты состоялась премьера мюзикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Спектакль получился в стиле этно: драматург и режиссер постановки Борис Лагода взял за основу повесть Гоголя «Ночь пред Рождеством», композитор Андрей Зубрич, написал музыку в синтезе народных песен и рока, художник Елена Немчанинова создала костюмы с национальными мотивами (покрой, орнаменты, элементы одежды). Музыкальное сопровождение впервые было решено делать как на Бродвее, используя прием double tracking, то есть одновременное звучание оркестра и минусовой фонограммы. Так что получилась двойная премьера – постановка прозы Гоголя в жанре мюзикл и в новой технике исполнения.

Правильнее было бы сказать, что это постановка по мотивам повести Гоголя, ведь автор, конечно, много нафантазировал: мы узнаем, зачем черт украл месяц и почему вдруг взялся помогать Вакуле, что произошло с Вакулой в столице, а заодно и о самом заветном желании рогатого. Черт хочет жить на земле со своей Солохой, а Солохе нужно женить сына, кузнеца Вакулу, на строптивой дивчине Оксане. Вот и составляет эта парочка генеральный план, результатом которого должна стать свадьба, правда, Черт оказался творческой личностью, сложновато ему следовать четким установкам.

За нечистую силу в спектакле отвечают Михаил Крещиков и Елена Комиссарова, Черт и Солоха. Это главная движущая сила спектакля: на их шутки зрительный зал реагирует с готовностью, а действие пестрит экстравагантными выходками. Настоящая гоголевская Солоха получилась у Елены Комисаровой – лукавая, озорная ведьма, под стать манерному полиглоту Черту. Михаилу Крещикову с пол-оборота удается завести зал, вовлечь в свои озорные проделки.

Лирическая часть досталась Артуру Мухаметдинову и Анне Каденковой, их Вакула и Оксана – очень яркая пара. Он – отчаянно влюбленный, готовый на все ради Оксаны, она –  знающая себе цену насмешливая красавица.

Художник-постановщик Елена Немчанинова создает на сцене кусочек гоголевской Малороссии: заметенная снегом Диканька, словно из старого мультфильма, так и кажется, что сейчас заскрипит под сапогами снег,– и создается праздничное, рождественское настроение, как раз для самых настоящих чудес и волшебства. А завершает сказочный эффект мультипликация. Балетмейстер-постановщик Владимир Ломакин и хормейстер Владимир Терещенко создают сцены массовых рождественских гуляний, колядований с участием хора и балета, они чудо как хороши!

Казалось бы, всего этого праздничного, сказочного, волшебного изобилия хватило бы для несомненного успеха постановки, но режиссер зачем-то посчитал нужным включить грубовато-пошлые шуточки – обидно за актеров, которым приходится это исполнять, и за зрителя, которому придется на это смотреть. Хотелось бы пожелать равнения на первоисточник: мягкий интеллигентный юмор Николая Васильевича никому еще не повредил.