Всем известно, что жизнь полна совпадений. Но мне кажется, что у каждой случайности все-таки есть предпосылки. Видимо, саратовские театралы соскучились по оперетте настолько сильно, что две ноябрьские премьеры синхронно откликнулись на этот призыв, и Саратовский театр оперы и балета обогатил свой репертуар «Марицей» (о ней мы уже писали),  а на курсе народной артистки России Риммы Ивановны Беляковой режиссер Олег Загуменнов поставил дипломный спектакль, который иначе как опереттой не назовешь.

Антипьеса «Лысая певица» (Эжен Ионеско, один из основоположников театра абсурда, именно так определил ее жанр) давно не сходит со сцен театров по всему миру. И тому есть причина: интересный текст, построенный на игре слов, безусловно, будит воображение и провоцирует режиссеров на разные интерпретации, успешные и не очень. Например, гениальный актер Сергей Юрский решил по-своему перевести эту пьесу и сам же поставил спектакль, очень много и подробно объясняя нам, в чем же соль, абсурд при этом пропал совсем, оставив исключительно сатиру и стойкое недоумение, зачем же так разжевывать.

Римма БеляковаЧто такое оперетта? Это комедия, в которой диалоги прерываются музыкальными номерами. Именно так родился этот дипломник. Безумные диалоги Ионеско (почему безумные, спросите вы, да потому что герои пьесы говорят ради того, чтобы говорить, а не для того, чтобы слышать друг друга, противоречат сами себе, но никто этого не замечает, кроме нас, зрителей) становятся еще безумнее, потому что прерываются вставными музыкальными номерами из оперетт Имре Кальмана. Это вначале обескураживает, но потом странная конструкция из разговоров ни о чем и сладкоголосых опереточных арий вызывает стойкое ощущение, что абсурд здесь и сейчас – уже норма жизни. После диалогов в стиле «Как поживает лысая певица? – Ее прическа не изменилась» звучит «Карамболина, Карамболетта» или «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» И если в оперетте подобные куплеты соответствуют жанру и радуют слух, то в этой постановке они становятся олицетворением пошлости мещанского быта.

К слову, пресловутая лысая певица упоминается в пьесе всего лишь дважды и вскользь (еще один ироничный привет от автора). А этот спектакль словно нарочно изобилует будущими артистами музыкальных театров. Привет автору от режиссера?

Совместив несовместное, Олег Загуменнов преподнес зрителям изысканный абсурдный коктейль, приправленный чардашем и канканом (хореография Алексея Красотина), завораживающими голосами Валерии Головкиной и Дарьи Дорониной,  инструментальными заставками (звучат аккордеон, гитара, домра, флейта, туба и клавишные) и неиссякаемой позитивной энергией самих артистов. Вот в чем секрет этого спектакля – возможность посмеяться над собой нивелирует глобальность заявленной проблемы и приближает хэппи энд, достойны мы этого или нет. Изысканным десертом, заставляющим забыть предыдущие разоблачения и окончательно настроиться на оптимистический лад, станет сцена опьянения из оперетты Жака Оффенбаха «Перикола» в исполнении руководителя курса, Риммы Ивановны Беляковой – брависсимо!